Поклонники многосемейных драм телеканала «Россия 1» на этой неделе следят за сюжетом премьерного сериала «Сын». В детективной восьмисерийной мелодраме приняли участие многие известные артисты – Дарья Урсуляк, Ольга Ломоносова, Алексей Кортнев, Анатолий Лобоцкий и другие. Режиссер сериала «Сын» Флюза Фархшатова ответила на вопросы TV Mag о настоящей близости родных людей и особенностях съемок проекта.
Когда вы снимали «Экзорциста», вы упоминали о «Твин Пиксе» и привлекательности глубины проекта. Скажите, а что в сериале «Сын» привлекло вас? Есть ли какие-то референсы для его создания?
По случайному совпадению, оба проекта оказались на тему исчезновения ребенка из жизни семьи. Но сериал «Сын» снимался раньше «Экзорциста», вышедшего на суд зрителей под названием «Комплекс бога», более чем на год. И именно «Сын» стал началом этой сложной темы в моей работе. Когда мы приступили к его созданию, одним из фильмов, который вдохновлял нас, стала драма Дени Вильнева «Пленницы» об исчезновении двух девочек из двух разных семей. Это картина больше о состоянии родителей этих детей и о том, до какого безумия может дойти человек, понесший подобную потерю.
В «Сыне» меня больше заинтересовала даже не фабула, а попытка проанализировать и осознать чувства, когда твой близкий пропадает, просто исчезает из твоей жизни в никуда, и единственное, что ты можешь делать, – верить, надеяться и продолжать любить. Наш фильм « Сын» о вере, надежде и любви. Я, будучи матерью, хотела пройти с героиней Даши Урсуляк этот путь. Попытаться понять, что и как она могла чувствовать и какие внутренние человеческие ресурсы помогали ей идти к своей цели, доказывать свою правоту несмотря ни на что.
Интересно, что наша съемочная группа была целиком женская, и мы все понимали и ощущали, о чем снимаем. И если наш фильм поможет предотвратить хотя бы одну такую историю, мы будем счастливы.
Какие особенности работы на площадке можете отметить? Как выстраивались взаимоотношения с актерами? Исполнители главных ролей – Дарья Урсуляк, Антон Филипенко, Ольга Смирнова, Алексей Кортнев, Ольга Ломоносова, Алексей Барабаш – кажутся совершенно разными…
Артисты эти действительно совершенно разные! Они все самобытные и каждый по-своему яркие! Отношения у нас были чудесные, потому что мы все друг друга хорошо понимали, и каждому, мне кажется, удалось поставить такую задачу, которая по-актерски интересна, вне зависимости от сюжета и производственных моментов. Артисту очень важно проверять, узнавать, строить личные актерские навыки. И если актер и режиссер совпадают в понимании того, чего добиваться, появляется азарт и становится интересно. С Дашей Урсуляк мы быстро сошлись в основной теме фильма и в вопросах, что такое мать, что такое потерять ребенка и как пережить это, ни в коем случае не транслируя на свою жизнь, конечно. На мой взгляд, Даша великолепно с этой темой справилась. Она вообще большая умница – точная, собранная, настроенная на работу, такой камертон сьемочной площадки. У Антона другая история, его герой – полицейский, у которого свой метод – заметить и увидеть больше других. Во многом у нас это получилось – за ним любопытно наблюдать. У него есть редкое актерское качество – он умеет молчать. И химия между главными героями случилась, хотя мы с ребятами намеренно оставили открытый финал для них.
Тема потери ребенка чрезвычайно сложна. Как вы готовились к съемкам сериала об этом? Были ли у вас консультанты-психологи?
Это важная тема, но мы не работали с консультантами и психологами. Я читала много документалистики о потере детей. Мне кажется, что архетипичной реакции на потерю ребенка описать невозможно и каждый случай уникален с точки зрения эмоциональной составляющей. Поэтому большую часть времени мы уделили репетициям, чтобы найти правильные акценты, придумывали, как правильно реагировать в той или иной сцене и составить свои, не похожие ни на что психологические портреты героев. Сложность истории была отчасти в том, что мы оказываемся в точке, когда уже прошло какое-то время после исчезновения и у героев есть полное принятие ситуации, а у главной героини – отрешение и потеря мотивации к жизни. Это лишает актеров острой первоимпульсной реакции, но тем тоньше и интереснее задача.
Как считаете, почему «Сын» понравится публике?
Думаю, наша история «попадет» в зрителя. Во-первых, потому что Даша Урсуляк смогла сделать такую героиню, боль которой чувствуется кожей, загривком… Удивительная, тонкая, хрупкая, натянутая, как струна, но не сломленная. Почувствовав это, зрителям захочется пройти ее путь и прийти к счастливому финалу, при этом наблюдая более трагичную судьбу другой героини, которую играет Оля Ломоносова. Она делает это виртуозно, проживая другую болевую историю так же искренне, но в другом характере и сложных противоречивых обстоятельствах, вызывая не меньшее сострадание, и это тоже момент для осознания и анализа.
Ведь нам не всегда нужно проживать свой личный опыт .Для этого и есть кино – чтобы давать возможность прожить новую, другую жизнь вместе с героями и выйти немножко новым человеком. И артисты сериала «Сны» смогут провести зрителя по этому пути, проживая эту историю по-настоящему.
Есть ли вообще какая-то формула или хотя бы точные составляющие, которые обеспечат успех фильму?
Успех фильма состоит как из проверенных составляющих, так и из случайных. Первый забивной пункт успеха – хорошо написанный сценарий – основа и фундамент, чтобы зритель «включился» в историю, и на него уже ложится все остальное в разной степени «лучшести» и «хужести». Далее – актерский ансамбль, который может влюбить в себя, и режиссер, который проведет по этой истории, как собака-поводырь.Но помимо основополагающих пунктов, отвечающих за ремесло, есть еще и вера – вера создателей, такая сила энергии, которая помогает быть искренним в диалоге со зрителем. И конечно, есть воля звезд, обстоятельств, совпадений, актуальности.
Зачастую зрители сравнивают и обвиняют создателей российских проектов в копировании и даже плагиате зарубежных фильмов. Что бы вы им ответили?
То, что зрители нас обвиняют в копировании и плагиате, – уместно и честно. Зритель всегда видит то, что он видит, и он намного умнее и точнее, чем мы думаем. И зачастую мы сами себя обворовываем тем, что пытаемся что-то повторить – это вообще ущербный путь, не ведущий к победе.Это еще возможно на уровне ученических работ, ведь там велико влияние крупных талантов и впечатлений. И далее нужно вырастать из этого, находить свой авторский путь.
Мне кажется, вся наша индустрия сегодня очень страдает от потери самобытности, пути и почерка в попытке угнаться в копиях и ответных реакциях на голливудские проекты. Вторичность в самом посыле нам не очень помогает. На мой взгляд, наша сила в авторской истории: советское кино было режиссерским, авторским, но зрительским одновременно.Это подтверждают многомиллионные показы и прокаты Данелии, Рязанова, Михалкова, Тарковского и многих других. Потеря этого пути повлекла за собой попытку заполнить эту нишу копированием успеха коллег. Зритель смотрит и то, и то, умеет анализировать, он умный и доверчивый, хочет, чтобы его удивляли и не обманывали. Нужно прислушиваться к нему, мы ведь для него работаем.
Вы следите за отзывами пользователей в сети о фильме или сериале, которые снимали?
Не слежу и не читаю. Все свои ошибки и промахи я знаю сама, у меня высококритичное отношение к своим работам.
Какие фильмы, шоу и сериалы вы любите смотреть? Что в последнее время «зацепило» вас особенно?
Смотрю много наших фильмов и сериалов, чтобы быть в курсе, что и как делают коллеги, в какой форме артисты и какие темы актуальны и что греет душу нам всем. Если я готовлюсь к какому-то проекту, то смотрю много материалов и кино на эту тему. Возможно, вскоре у меня будет работа на историческую тему, поэтому сейчас в моем плейлисте исторические картины.
Какое кино вы бы хотели снять?
Сложно ответить, потому что хочу так много разного кино! (Смеется.) И, к счастью, все, что хочется снять, находится в работе на разных стадиях – написания сценария, проработки замысла, обсуждения темы с коллегами. Надеюсь, все мои замыслы воплотятся – они все очень разные по жанру. Точно могу сказать, что хочу работать по хорошей драматургии без поддавков и неправды, где есть о чем поговорить со зрителем, и всегда их жду – эти прекрасные сценарии (улыбается).
Сериал «Сын» идет на телеканале «Россия 1» с понедельника по четверг по две серии. Начало показа в 21:20. Финальная серия – в четверг, 13 июля. Телеканал «Россия 1» бесплатно и в хорошем качестве можно смотреть онлайн здесь.
Фото: Россия 1