23 июня состоится онлайн-премьера нового сериала «Райцентр» с Кристиной Асмус, Кариной Разумовской, Иваном Добронравовым, Дмитрием Чеботаревым и другими звездами в ведущих ролях.
Комедийный криминальный детектив кинокомпании «Среда» рассказывает о райцентре Вармалей, куда на двадцатилетие окончания школы собираются бывшие одноклассники. На юбилее из пруда вылавливают автомобиль, пролежавший на дне с памятного выпускного. А внутри машины – труп и необычный камень, оказывающийся метеоритом. Расследование втягивает всех собравшихся отпраздновать: обостряет старые конфликты, запутывает и без того сложные отношения бывших одноклассников, их учителей и родителей.
Накануне премьеры сериала «Райцентр» на Иви обозреватель TV Mag поговорил с режиссером Данилом Чащиным, для которого сериал стал дебютом в кино.
Данил, есть ли что-то личное в основе «Райцентра»? Что вас вдохновило на эту работу?
«Райцентр» – это история про то, как люди возвращаются туда, где они родились и выросли. Я сам из провинциального города, из Тюмени, где жил в районе на окраине. Когда я читал сценарий, то вспоминал свой выпускной и взаимоотношения с одноклассниками. Меня очень зацепил сюжетный поворот в сценарии, когда герои-одноклассники встречаются спустя много лет. Это тот момент, когда ты хочешь показаться лучше, чем ты есть на самом деле, что ты чего-то добился. Ты хочешь взять реванш у прошлого, покончить с ним, но оно все никак не отпускает тебя и догоняет, как бы ты ни убегал от него. Все эти чувства мне знакомы.
Как вообще для вас началась эта история?
Продюсеры из кинокомпании «Среда», в частности Иван Самохвалов, приходили на мой спектакль «Живой труп» в Театре Наций, и им понравилось, меня спросили, хотел бы я снять кино. А я на самом деле несколько раз пытался снимать фильмы, но постоянно что-то не срасталось – то финансы, то пандемия. И однажды в мой день рождения Иван прислал мне сценарий Ирины Пивоваровой «Райцентр», приписав: «Даня, любишь ли ты «Фарго», как люблю его я?!» Я ответил, что очень люблю. Начал читать первую серию… У меня накопилось множество неотвеченных сообщений в директ с поздравлениями с днем рождения, но в итоге я свой праздник провел за чтением всех восьми серий «Райцентра», настолько он меня захватил. Он в меня попал своим юмором, колоритом и смешением жанров: это и триллер, и комедия, и мелодрама, и фантастика. Я понял, что можно сделать очень хорошее актерское кино. Притом, что и этот проект был на грани срыва, в какой-то момент во время подготовки он был заморожен на пару месяцев. Но благодаря стараниям Ивана мы запустились, и мой кинодебют наконец состоялся.
Кастинг был долгим и мучительным или вы сразу решили, кто сыграет главные роли? Чем поразили вас на пробах Кристина Асмус, Дмитрий Чеботарев и другие звезды?
Кастинг был долгим. Изначально у меня не было актеров в голове. Мы пробовали и пробовали, делали ансамблевые пробы, меняли решения. Это был долгий поиск. Я, скажем так, проверяю все организмом: если меня цепляет актер, откликается, если во мне что-то щелкает, значит, все сложилось. На Асмус, Чеботареве, Разумовской, Добронравове и других – щелкнуло. Одна из побед кастинга – актер Игорь Грабузов. Я раньше не знал этого артиста. Была задача найти одновременно и смешного, и страшного персонажа, такую пародию на маньяка. В итоге Игоря подсказал мне кастинг-директор. У Игоря получилось проявить криповость, жуть и одновременно юмор и иронию.
Говорят, маникюр героини Кристины Асмус и ее прическу делали 10 часов. Действительно ли это так? Звучит непостижимо... Что необычного в этих процедурах красоты?
Это действительно правда. К сожалению или счастью, на этих процедурах я не присутствовал – ко мне актриса приезжала уже в готовом образе.
Причем этот образ придумала сама Кристина Асмус, показала референсы. У нас были разговоры и споры с продюсерами, захочет ли зритель увидеть новую Асмус, и мы все же убедили продюсеров, что это будет нетривиально и интересно. Ради этого Кристина отказалась от других проектов, чтобы участвовать только в «Райцентре», потому что нельзя было в этом образе сниматься где-то еще, а делать перегрим было бы очень проблематично.
Какая задача в начале создания «Райцентра» показалась самой сложной?
Я никогда не снимал кино, поэтому поначалу все было сложным. Мне помогали люди рядом – креативные продюсеры Максим Полинский, Николай Булыгин, шоураннер проекта Ирина Пивоварова, со-режиссер и оператор Эдуард Мошкович. Они подсказывали и относились с пониманием. Я старался быстро втянуться. У нас в проекте два времени, и мы придумывали, как одно время будет переходить в другое на монтаже. Остановились на идее, что сделаем «бесшовные переходы». Например, юный герой кидает окурок, а наступает на него уже повзрослевший герой.
Как театральный режиссер, я хотел отрепетировать с актерами все сцены заранее. Я попросил об этом продюсеров, и они согласились. Так что на съемках нас это сильно выручило.
Как вам дался переход из театра в кино? Кто помог освоиться в съемочном процессе?
С одной стороны, легко. Потому что я понимаю артистов, имею свои методы подхода к ним, к разбору ролей и действий. В кинорежиссуре этому учат не так много, как в театральной среде. С другой стороны, в кино важно монтажное и визуальное мышление. Театр все-таки больше работает с энергией, а актер работает широко, ярко, страстно, чтобы в 20-м ряду зала его видели. В кино надо все это прижимать. Плюс у нас мультижанровый сериал, и важно было с артистами проговорить, как сохранить ироничность.
Мой педагог, когда я пришел к нему и сказал, что меня позвали в кино и я немного боюсь, ответил: «Не бойтесь Данил, в кино было уже все. Там не было только вас!» Эта фраза меня вдохновила.
А что оказалось неожиданным на съемках для вас?
Что все можно снимать не в хронологическом порядке, вразброс. Последняя сцена фильма может сниматься в первый день. Так что важно было перестраиваться, держать в голове состояние героев и атмосферу сцен, понимать, что случилось и как герой относится к этому событию.
Каких вызовов требует от вас режиссерская профессия?
На самом деле я интроверт с экстравертной профессией. И режиссура все время требует вырабатывания энергии. Потому что стоит тебе прийти уставшим на съемочную площадку или в репетиционный зал, как у тебя через секунду вся команда, артисты становятся вялыми. Если ты приходишь с задором – то ты этой энергией заряжаешь всех остальных. Это такая донорская профессия – режиссура, ты должен всех заводить. И еще мне очень сложно с кем-то ругаться. Я терпеть не могу кричать и вообще повышать голос. Мне кажется, что дружная команда – это талантливая команда. И хороша не та команда, которая тебя боится, а та, которая тебя боится огорчить. На «Райцентре» почти не кричал. Мне кажется, у нас получилась семейная атмосфера. У меня есть такое правило: работай с теми, кого ты хочешь обнять. На съемочной площадке «Райцентра» я бы обнял каждого.
Чего ждать зрителям от просмотра этого сериала?
Удовольствия! Чего-то нового, яркого и честного. Я сам посмотрел сериал с большим интересом!
Какой посыл вы заложили в этот проект?
Все герои пытаются раздобыть метеорит, который стоит много денег. Но на самом деле они хотят внимания и любви. Чего нельзя купить ни за какие деньги.
Будете ли еще снимать кино?
Когда снимал «Райцентр», я уже получил предложение поработать над новым сериалом. Осенью мы с кинокомпанией «Среда» приступим к новому проекту для онлайн-кинотеатра Okkо, но раскрывать детали я пока не могу.
Фото: личный архив Данила Чащина, IVI