Дмитрий Ланской – музыкальный продюсер сериалов кинокомпании Good Story Media – производителя комедийных и не только хитов ТНТ, платформы PREMIER и других площадок. В кинематографе Дмитрий работает уже более 15 лет – как композитор, музыкальный продюсер, продюсер, режиссер. Сегодня у Дмитрия уже более 50 работ в кино.
Одна из последних работ Дмитрия и команды Good Story Media – комедия ТНТ «Кафе "Куба"» режиссера Жанны Кадниковой («Реальные пацаны», «Улица», «Бедные люди»). TV Mag поговорил с Дмитрием о сути работы музыкального продюсера для кино, которое становится популярным и актуальным для нескольких поколений зрителей.
О МУЗЫКЕ В КИНО
С чего начинается работа музыкального продюсера в создании сериала и фильма?
Все зависит от конкретного проекта. В идеальном варианте еще на этапе разработки сценария, кастинга, девелопмента мы совместно с продюсерами и режиссером решаем, какой может быть саундтрек, какая музыкальная атмосфера может быть использована, собираем референсы. То есть еще до того, как съемочная группа вышла на площадку. Так было, например, в проектах с Андреем Джунковским в «БИХЭППИ», «Лучше, чем люди», «Сладкая жизнь».
Но бывает и так, что музыкальный продюсер появляется после того, как материал снят, и даже иногда его просят спасти (смеется).
Иногда музыка иллюстрирует происходящее на экране, иногда работает на контрапункте – по каким критериям вы подбираете настроение музыки в отдельных сценах?
Ухо – одна из самых сложных и эволюционно развитых систем у человека, и не только с точки зрения музыки, а как инструмент определения «правда-неправда». И эмоционально мы очень точно слышим, правда или фальшь. И важно, чтобы в кино с помощью музыки зритель был обманываться рад.
Наверное, поэтому мы зачастую будто и не слышим музыку, так как кадр настолько захватывает – магия кино…
Да, это наивысшая похвала. Ведь музыка – тонкая материя и очень сильно меняет настроение сцены и кино в целом. Музыка не должна мешать рассказывать историю, перетягивать на себя внимание. К тому же это работа с динамикой, темпоритмом и восприятием, ведь музыкальным оформлением можно изменить иллюзорное восприятие времени. Самый важный момент в моей работе – не дать зрителю переключить внимание от происходящего на экране.
К тому же есть жанровые условности, которые диктуют свои правила. При этом, конечно, хочется сделать что-то новаторское и в то же время понятное зрителю. Но мы уже живем в постпостмодерне, где все воспринимаем через насмотренность, наслушанность и начитанность, и это влияет на восприятие кино. Публика дура, но ее не обманешь. Тем более, в последние годы качество кино выросло невероятно и у зрителей уже высокая планка.
Кино для меня – это искусство стереотипов, потому что мы все равно отсылаем к определенным понятным решениям. Они могут быть смешением стилей, но мы не можем в коммерческом современном продукте делать совсем артхаус. И в этом узком коридоре – между очевидностью для зрителя и свежестью взгляда авторов – мы все время и балансируем. Но не бойтесь совершенства, вам его не достичь!
Как вы решаете, наполнять сериал музыкой приглашенного композитора или подбирать готовые песни?
Это зависит от динамики фильма, самой истории. Я сам пришел в кино именно как композитор – в проект Семена Слепакова «Универ», поэтому для меня понятен такой процесс. Но при этом у меня много близких талантливых музыкантов. Так что каждому проекту – индивидуальный пошив. Главное – чтобы это наилучшим образом работало для фильма, чтобы музыка трогала в балансе с тем, что происходит на экране.
Например, для проекта «Мир! Дружба! Жвачка!» мы пригласили электронного музыканта Mujuice с его узнаваемым оригинальным звучанием. В «Территорию-2» мы рады были заполучить Евгения Маслобоева из Иркутска, который, например, записывал хруст льда Байкала.
В «Люсе» мы использовали неочевидный подход к саундтреку. Мы пришли к знаменателю взять американскую песню Where Did You Sleep Last Night, сделав из ее мелодии музыкальную тему всего сериала. И в этом было новаторство.
С какими композиторами вам успешнее работается и почему? С какими еще хочется поработать?
У каждого композитора и музыканта есть своя сильная мышца, и важно воспользоваться ею правильно – тогда он сможет максимально реализоваться. Будет день – будет пища. С саксофонистом Денисом Транским мы знакомы с Гнесинки и работали в «Люсе» и в новом проекте «С нуля». Да и много таких примеров. С Александром Вартановым сделали фильм «Яйца Фаберже», с Андреем Тимониным – «Тополиный пух».
Люблю приглашать состоявшихся музыкантов – из последних выделю отличное сотворчество с группой The Hatters. Впервые мы работали над фильмом «Год свиньи», мы даже сняли совместный клип. И далее мы продолжаем – для сериала «Патриот» их песни использовали, и они перепели «На дальней станции сойду».
Расскажите о работе над музыкой в «Кафе "Куба"».
Все действие сериала происходит в 2003 году, и при выборе композиции мы старались сохранить аутентичность того времени и флер музыки начала нулевых. Нелегкая жизнь сильной русской женщины показана в контрапункте со светлой, солнечной, жизнерадостной музыкой. Это дает истории второй и третий план для восприятия зрителей.
Для саундтрека «Кафе "Куба"» вместе с креативным продюсером Мариной Никольской и режиссером Жанной Кадниковой мы перебрали все песни, когда-либо написанные на кубинскую тематику на русском языке. В итоге сочинили свою оригинальную песню и вели переговоры с Натальей Орейро о записи саундтрека, но в силу различных обстоятельств этого не случилось.
Мы вспомнили советскую песню «Куба – любовь моя» гениальных авторов Александры Пахмутовой, Николая Добронравова и Сергея Гребенникова, которую исполняли Иосиф Кобзон и Муслим Магомаев, но она не подходила проекту по темпоритму и характеру. И тут пришла идея! Мы нашли песню «Куба далеко, Куба рядом» группы «Запрещенные барабанщики» и практически влюбились в нее, но опять из-за лицензионных ограничений не смогли ее использовать в проекте. Обратились к «Запрещенным» с просьбой записать эту песню в их фирменном стиле. И случилось чудо! Песня «Куба – любовь моя» зазвучала совершенно по-новому и идеально подошла нашим героям, оттеняя тонкий и ироничный юмор истории.
Мы взяли песню Шуры «Ты не верь слезам», переработали ее и использовали в качестве лейтмотива любовной линии героев Гели и Игоря. В сериале также звучат песни в стиле ска, ноты балканщины, латиноамериканские и кубинские мотивы, а еще песни групп Hi-Fi, «Гости из будущего», «Иванушки International», «Мечтать», «Танцы минус», «Ноль», Reflex, «Мумий Тролль», «Фабрика», «Чай вдвоем», «Премьер-министр» и многих других.
Смотрите сериал «Кафе "Куба"» на канале ТНТ с понедельника по четверг в 20:00. Онлайн-эфир телеканала доступен бесплатно в хорошем качестве здесь.
Также «Кафе "Куба"», «Патриот», «Мир! Дружба! Жвачка», «С нуля», «Люся» и другие сериалы Good Story Media можно посмотреть на PREMIER. Контент платформы бесплатно доступен клиентам Триколора в составе пакета каналов «Единый Ultra».
О МУЗЫКЕ И ИНДУСТРИИ
Насколько заметной статьей дохода для артистов является использование их музыки в сериалах?
Это огромный вклад! После одного кадра с той или иной мелодией музыканты наблюдают тысячи «шазамов», и конечно, это для них может стать уже твердым подспорьем в карьере.
Как изменилась ситуация с использованием зарубежной музыки на фоне импортозамещения?
Конечно, к сожалению, эти процессы не делают нашу работу легче и накладывают определенные сложности. Но с другой стороны, это открывает большие возможности для российских музыкантов и создания своего оригинального контента. Можно посмотреть на этот хаос как на возможности. Например, мы порой не можем не использовать ту или иную музыку, которая культурна уже приросла к определенной теме. Но ее точно можно переосмыслить.
Не можем не спросить вас: вы начинали музыкальную карьеру в бойз-бэнде – сейчас такие проекты, например, в Южной Корее превратились в могущественную индустрию. Что требуется, чтобы заметную часть ВВП нашей страны пополняла эстрада?
Мода в культуре циклична, с новыми и новыми витками. Если рассматривать феномен k-pop, то тут надо говорить о поддержке государством этого движения для посева культуры страны во всем мире. Как бы это смешно ни звучало, это все работает, и с них надо брать пример. За 5-7 лет они захватили мировой рынок – это уже не просто импортозамещение в Южной Корее, а культурная экспансия. Это большой процесс, но искусственный. Как и в свое время в Англии The Beatles начали приносить в казну заметный вклад и были отмечены королевой…
Расскажите, какие планы у вашего музыкального проекта Lanskoy&Co?
Последний релиз Lanskoy&Co был для «Люси», который вышел и как отдельный релиз. Планирую еще несколько, но сложно сказать когда. Но я стараюсь не перекормить собой (смеется).
Фото: Good Story Media