Накануне Первый канал показал заключительную серию масштабной исторической драмы по мотивам романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Финал, далекий от литературного первоисточника, обескуражил многих зрителей.
На протяжении двух недель зрители Первого канала с интересом наблюдали за крахом человека, которого постепенно лишают разума золото и одержимость собственным величием. Главный герой Прохор Громов из романтичного молодого человека превращается в настоящего монстра, жестокого и алчного. В единый сюжет сплелось множество линий и героев, которые представляли собой российское общество в конце XIX – начале XX века: купечество, духовенство, власть, рабочие, золотоискатели, политические ссыльные.
В финальной, 16-й серии происходят следующие события.
Нина, жена Прохора, узнает о новых и новых задолженностях, а также о том, что имущество ее супруга стремительно обесценивается. Кредиторы желают взыскать свое, условия труда на приисках оставляют желать лучшего. Нина по-прежнему надеется завладеть всем и изменить действующий на заводе порядок в лучшую сторону. Она радеет за рабочих, за образование, за нормальную жизнь. Нина намерена доказать безумие Прохора, чтобы далее вести его дела единолично. Доктор получает от нее солидную сумму и обещает содействовать в переговорах. Для того чтобы разрешить затруднения, связанные с грозящим банкротством, она едет в Петербург, и весьма успешно.
Прохор в это время бродит по тайге. Вернувшись, он узнает от одного из рабочих, что хозяйка теперь Нина. Он идет к ней. Нина предлагает ему разумную сумму на содержание, которую он сможет тратить по своему усмотрению. В ящике стола она прячет пистолет на случай, если Прохор попробует причинить ей вред. Некоторое время назад он уже избил ее на глазах дочери и изнасиловал, теперь она настроена решительно. Прохор уходит. Он хочет убить Нину. Также он намерен отомстить Ибрагиму, который вернулся с каторги и разоряет его имущество.
Безумие Прохора прогрессирует, усугубляясь наркотиками и алкоголем. Среди ночи с лезвием в руке он идет по дому, чтобы убить Нину, но заходит в комнату своей дочери. Нина с лампой слышит шум в коридоре, окликает его и с ужасом понимает, что только что могло произойти. Девочка тоже просыпается. Прохор роняет нож на пол со словами: «Я не за ней, я за тобой шел». Нина выгоняет его.
Протасов приходит в ярость, увидев на лице Нины следы побоев, но она успокаивает его. Протасов становится управляющим, но его взгляды чересчур либеральны. К тому же он решает отказаться от штрафов и немедленно начать строить новые бараки для рабочих. Последних отрывают от основного дела, и производство страдает. Нина вступает с Протасовым в спор, они ссорятся, он угрожает переманить людей к себе и открыть свое предприятие, а параллельно агитирует рабочих бастовать. Нина идет в полицию и заявляет на Протасова, как бы невзначай признаваясь, что видела у него запрещенную литературу. Полиция в ходе обыска действительно обнаруживает эти книги, и Протасова арестовывают.
Ибрагим и Прохор встречаются в лесу. Прохор требует от Андреева, чтобы тот притворился бродягой и прибился к банде Ибрагима, но его разоблачают и казнят. Прохор находит мешок с головой Андреева. Секундой позже его хватают сообщники Ибрагима. Его намерены мучительно казнить, растягивают его руки веревками, привязанными к коням. Ибрагим требует от Прохора признания в убийстве Анфисы, и тот подтверждает свою вину. После этого, немного помедлив, Ибрагим перерезает веревки и прогоняет Прохора.
Ибрагим приезжает за Варварой в монастырь, уверяет ее, что на его руках нет крови. Они уезжают вместе.
17 июня 1908 года – последняя ночь Прохора. Он сидит у костра и повторяет: «Ненавижу весь мир». Нина в это время тоже не спит, она сидит за столом, вдруг мебель начинает дрожать, а свет мигать. Прохор смотрит на ночное небо и видит яркую точку, которая приближается и увеличивается. Прямо на него падает огромный метеорит, который уничтожает все живое вокруг. Это был Тунгусский метеорит, а Угрюм-река – второе название реки Подкаменная Тунгуска.
Многих зрителей эпизод с падением метеорита поверг в недоумение. Другие, напротив, нашли этот сюжетный ход изящным. Мнения о финале, как и о сериале в целом, разделились: одни остались в восторге и с напряжением следили за новыми сериями на протяжении всех этих двух недель. Другие ругают сценарий и советуют посмотреть одноименный советский четырехсерийный фильм 1968 года, поставленный Ярополком Лапшиным. А еще лучше – прочесть роман Вячеслава Шишкова, по мотивам которого и сняты обе ленты.
Фото: Анна Митрохина, Первый канал