13 апреля телеканал «Россия 1» начал показ сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузель Яхиной. Сериал рассказывает историю жизни татарской женщины на фоне переломных исторических событий: репрессий, коллективизации, раскулачивания. Премьера вызвала мощный общественный резонанс: создателей обвинили в русофобии, антисоветчине, оскорблении чувств верующих.
Напомним сюжет. Семья Зулейхи становится жертвой раскулачивания и коллективизации, которые развернулись в начале 30-х годов. Мужа убивают при аресте, а Зулейху отправляют по этапу в Сибирь строить трудовой лагерь вместе с другими переселенцами. Несмотря на нечеловеческие условия и постоянную угрозу смерти, маленькая и хрупкая крестьянка безропотно переносит все трудности и даже испытывает счастливые моменты: рожает сына и обретает что-то похожее на женское счастье с комендантом лагеря.
Роман Гузель Яхиной вышел в 2015 году и вызвал неоднозначную реакцию – вместе с критикой он обрел популярность среди читателей и получил несколько престижных премий. Роман больше всего ругали за неправдоподобное изображение жизни и быта татарской семьи (жизнь Зулейхи была несладкой: она терпела побои мужа и унижения от свекрови). После премьеры сериал оказался в центре настоящего скандала – зрители обвинили его создателей в пропаганде антисоветизма и русофобии, а члены партии «Коммунисты России» выступили с требованием прекратить трансляцию.
Председатель ЦК партии Максим Сурайкин высказался по отношению к сериалу крайне негативно: «Любой пасквиль на советское прошлое – это плевок в лицо всему нашему российскому народу. Эти господа, являясь антисоветчиками, пытаются притянуть за уши любые факты, которые позволили бы очернить советское прошлое». Коммунисты готовят обращение с требованием прекратить показ сериала, потому что, по мнению Сурайкина, «это используется создателями таких сериалов для того, чтобы выразить свои необъективные политические взгляды, сделать себе пиар и заработать на нем деньги».
Муфтия Татарстана Камиля Самигуллина возмутили постельная сцена и съемки в мечети. Он пояснил, что после выхода сериала к нему стали обращаться мусульмане с вопросом, действительно ли съемки постельной сцены прошли там. «Возмущения мусульман вполне понятны: глумление над мусульманскими религиозными ценностями и святынями было бы непростительным кощунством». Впрочем, он же и объяснил, что «неприличная сцена, призванная нам напомнить о чудовищной политике воинствующего безбожия в недавней истории нашей страны, была сделана в съемочном павильоне и затем добавлена в картину с помощью монтажа».
Мусульмане России тоже оскорблены сериалом и ждут извинений от его создателей. Муфтий Альбир Крганов пояснил, что в картине в качестве имен политзаключенных были использованы имена российских представителей мусульманского духовенства. «Наше сообщество это восприняло как оскорбление, потому что это список политзаключенных, их якобы отправляют в Сибирь», – заявил Крганов.
Член Совета по правам человека при президенте России Александр Брод рассказал, что обратился в Национальную ассоциацию телерадиовещателей (НАТ) и в Общественную коллегию по жалобам на прессу с просьбой проанализировать сериал на оскорбление чувств верующих. Президент НАТ Эдуард Сагалаев назвал критику сериала несправедливой. «Критика несправедлива. Последнее время люди стали ненавидеть правду», – прокомментировал ситуацию Сагалаев.
Проклятия обрушились на исполнительницу главной роли Чулпан Хаматову. «Мало того что были ожидаемые проклятия со стороны радикально настроенной части татарского общества, но я с удивлением обнаружила, что добавилась еще и претензия на тему "осквернения нашей истории". Не только искажения татарского быта, но и исторической правды в целом».
Соцсети наводнили негативные отзывы зрителей: «Чистая антисоветчина»; «Как это можно смотреть??? Ни один татарский мужчина не зарубит скотину и не поднимет топор на свою жену!»; «Очередной антисоветский и русофобский фильм»; «Эта книга и этот фильм созданы, чтобы опозорить татарский народ. Мысль автора о том, что несчастная татарская женщина обрела счастье только став подстилкой русскому – отвратительна»; «Как же вам не стыдно! Так плюнуть в историю! Так солгать! Так опуститься в глазах людей!»; «Русофобия. А татарскую нацию выставили просто обезьянами и средневековыми людьми»*.
С другой стороны, в защиту сериала высказались представители творческого сообщества. Режиссер Павел Лунгин предположил, что «это зависть к успеху блестящей книги и образу Чулпан Хаматовой, поэтому мне кажется, что это неистовая критика в момент эпидемии. Это просто что-то нездоровое». Писательница Людмила Улицкая призналась, что ее глубоко поразил шум, поднятый вокруг «Зулейхи»: «Люди, которые сегодня набросились на Гузель Яхину, не прочитали ни книги "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына, ни книги "Колымские рассказы" Шаламова. Мимо них пронеслась огромная литература, посвященная этому времени, воспоминания современников, прошедших через сталинские лагеря и ссылки… Я уж не говорю о расстрелах. Гузель Яхина в своем романе сказала правду о жизни тех лет». Андрей Макаревич тоже вступился за сериал и поделился мнением: «Просто население наше четко разделилось на два, простите, биологических вида. Одному виду свойственно читать книги. Другой вид смотрит телевизор. Про прочие различия между ними умолчу – говном закидают. Наши пропагандисты за шесть лет провели безупречную селекцию. Плоды, правда, пожинать только начинаем».
* – отзывы взяты из соцсетей. Орфография и пунктуация авторов даны без изменений.
Фото: Россия 1, кинокомпания Русское