Кинокомпания «Марс Медиа» завершила съемки 12-серийной приключенческой драмы под названием «Русский пленник», планирующейся к показу на Первом канале. В сериале речь пойдет про казака Алеху Кречета, который, чтобы исполнить волю отца, отправляется на чужбину поклониться могиле Девы Марии. Путь Алехи лежит через дворец султана Османской империи, где он окажется в плену и станет янычаром Али. Но никакие крепости не удержат вольного казака: Алеха все сделает для того, чтобы обрести свободу, исполнить волю отца, встретить свою любовь и вернуться на родину. Каст масштабного проекта вместил в себя имена как известных актеров, так и начинающих свой творческий путь: Илья Малаков, Самвел Тадевосян, Арина Жаркова, Диана Манукян, Милена Радулович, Иван Босильчич, Артур Иванов, Майя Цейсхладзе, Малхаз Абуладзе, Оксана Базилевич, Рихард Леперс, Владимир Кошевой, Виталий Кищенко, Алексей Кравченко, Евгения Дмитриева, Борис Каморзин, Игорь Савочкин, Дмитрий Ульянов, Иван Рудаков и другие.
Продюсер и шоуранер проекта «Русский пленник» – Елена Денисевич, выпустившая до этого много разноплановых и успешных телесериалов («Золотая орда», «Медное солнце», «Гостиница “Россия”», «Переводчик», «Тайны города Эн», «Великая», «Григорий Р.»). Елена рассказала TV Mag о том, почему Коловрат Ильи Малакова не помеха для казака Алехи, что связывает проект «Русский пленник» с «Годуновым» и «Султаном моего сердца» и как оказалось, что съемочной группе «Русского пленника» удалось первой из отечественных киногрупп поработать в декорациях Netflix в Стамбуле.
Если говорить о жанре проекта, то «Русский пленник» – это…
…Приключенческая мелодрама, развивающаяся на фоне известных исторических коллизий. Это не историческая драма. И нашей задачей не является скрупулезная реставрация реалий далекого прошлого. И хотя сюжет сериала разворачивается в довольно конкретное время (конец XVI века – начало XVII века), это всего лишь условная обстановка, в которой, собственно, и происходит наша история. А она в первую очередь о дружбе, о любви, о чести, о верности, о долге.
Почему решено было именно в этот временной отрезок поместить героев и сам сюжет?
Так ведь время-то крайне любопытное. Красивое, героическое. Опять же далекое. А «далекие времена» не то чтобы легализуют «драматургический волюнтаризм», но все-таки допускают его в некоторых жанровых воплощениях. В щадящей степени, конечно. Недаром лучшие писатели и поэты для своих романтико-приключенческих произведений выбирали в качестве драматургической арены именно далекое прошлое. Может быть, потому, что «дела давно минувших дней» уже основательно проработаны и оценены потомками. Они давно отлиты в бронзе, зафиксированы в древних манускриптах и тщательно проанализированы в современных научных трудах. И оттого им совершенно не страшны и не опасны художественные интерпретации и художественный вымысел. Для сегодняшних художников, писателей и драматургов это повод поговорить со своими читателями и зрителями о вечном: о любви, долге, человеческом достоинстве, истинном патриотизме. Именно эти темы и стали для нас художественной доминантой.
Как долго проходил кастинг, учитывая, что проект такой масштабный и многонациональный? У вас снимались русские, осетинские, сербские, армянские, латышские, азербайджанские, грузинские артисты...
Кастинг действительно был объемный и по времени, и по географии, и по тщательности отбора. Вы правы, наш сюжет «населен» большим количеством персонажей, причем разных национальностей. То есть, помимо главных, у нас около двухсот героев, у которых есть реплики. При этом практически у каждого из этих второ- и третьестепенных персонажей есть своя сюжетная задача, реализация которой требовала определенного актерского мастерства. Видеопробы велись полгода, практически изо дня в день. В них участвовали не только известные, но и молодые – начинающие актеры.
Главную роль – казака Алехи Кречета – играет Илья Малаков, который относительно недавно также сыграл былинного героя в «Легенде о Коловрате». Это как-то повлияло на решение пригласить именно Илью в ваш проект?
В промежутке между Коловратом и «Русским пленником» Илья, кстати, сыграл и еще в одном проекте «Марс Медиа», также сделанном по заказу Первого канала, под названием «СССР». На счету этого актера и другие заметные роли. По поводу нашего выбора его на главную роль могу ответить: да, участие Ильи в «Легенде о Коловрате» действительно сыграло в его пользу. Во-первых, наш режиссер – Иван Шурховецкий. Он же снимал «Легенду о Коловрате», а значит, знал, как добиться от этого молодого актера нужного результата. Во-вторых, Илья очень натренированный актер, а у нас много боев, поединков, скачек на лошади – и все это требует определенных талантов и умений. Но роль Алехи Кречета и роль Коловрата очень разные – и по характерам героев, и по их мотивациям, и по сюжетным коллизиям. Так что могу сказать точно: это два совершенно разных персонажа, и ощущения идентичности образов у телезрителя не возникнет. Во всяком случае, мы работали над этим.
В любом историческом проекте на первые роли выходят декорации, костюмы. Как проходила подготовка в этом сегменте?
Основной нашей локацией стала декорация в Стамбуле, которая была сделана для проектов Netflix. Могу доподлинно утверждать, что до нас там еще не ступала нога русских кинематографистов. Мы были первой российской группой, которая вошла в эти «стены». Два месяца мы работали на этой огромной кинематографической площадке с улицами, площадями, домами в два и три этажа.
А почему не воспользовались декорациями «Султана моего сердца», еще одного очень успешного проекта Первого канала? А так еще бы прибавили целую армию поклонников этого сериала…
Ну я думаю, что армия поклонников «Султана моего сердца» образовалась не только и не столько благодаря декорации, в которой снимался этот сериал. Разрабатывая наш проект, мы, кстати, рассматривали возможность съемок там же. Но отказались от этой идеи. Объясню почему. Дело в том, что «Султан моего сердца» снят в совершенно другом жанре. Там довольно камерная мелодраматичная история, происходящая в основном в покоях дворца Топкапы. В «Русском пленнике» интерьерных сцен намного меньше. Значительно больше эпизодов, происходящих на улицах Стамбула времен XVI века и на его окраинах. Так что декорации «Султана» никак не обслужили бы наши задачи и потребности.
Также известно, что какие-то сцены вы снимали в декорациях «Годунова».
Да, в декорации сериала «Годунов» мы действительно снимали. Это был небольшой сценарный объем, связанный с экстерьером Москвы конца XVI века. Это было не вынужденное, а вполне осознанное продюсерское решение. Ведь время, затронутое и сериалом «Годунов», и нашим проектом, одно и то же – период великой Смуты. Уже только поэтому имело смысл воспользоваться удачным результатом работы наших предшественников. Тем более что коллеги (кинокомпания «Москино». – Прим. ред.) любезно предоставили нам эту возможность. Кроме того, проект «Годунов» понравился зрителям. За 16 серий, которые они с удовольствием посмотрели, телезрители привыкли именно к такой визуализации Кремля того времени.
Но еще раз повторю: объем съемок в декорации «Годунова» очень невелик. Всего пять смен из 102. Основная часть проекта снималась в других, очень широких по географии локациях. Например, более двух месяцев мы работали в Крыму, объездили весь полуостров. Там проходила основная часть натурных съемок, связанная с длинной и трудной дорогой главного героя в Стамбул. Крым – удивительное место, в котором можно найти подходящие пейзажи и рельефы разных стран, архитектуру разных национальных культур. Большую часть интерьерных эпизодов мы сняли в Санкт-Петербурге, в павильонах «Кинополиса» и музейных помещениях.
А не боитесь зрительских сравнений, пусть и невольных, вашего проекта с «Годуновым»?
В этом смысле сравнений не боимся. У нас ведь совершенно другой проект. Про другое. И художественные задачи, соответственно, разные: проект «Годунов» посвящен конкретному историческому лицу и всему, что связано с его биографией. Наш Годунов (он действительно один из героев нашего сериала) в сюжете «Русского пленника» несет иную драматургическую функцию. Да и актеры у нас разные: там – Сергей Безруков, у нас – Артур Иванов.
Костюмы тоже ведь важная часть съемочного процесса исторического проекта…
Да, у нас собралась очень сильная команда, которую самоотверженно возглавляла художник по костюмам Татьяна Смирнова. Все понимают, как важны костюмы в историческом телесериале. Особенно в приключенческом, развлекательном. Они должны быть не только «историчны» и достоверны. Они должны быть еще и фантазийны, и красочны, и изобретательны. При этом изобретательность и фантазийность обязаны быть крайне аккуратными, я бы сказала, деликатными. Для художника по костюмам это скрупулезная работа с большим количеством мелочей и деталей. При этом мелочи допускают художественный вымысел, работающий на современную визуализацию, а вот основа и детали должны быть достоверны.
А как много музыки будет в проекте?
Музыки будет много. Это обязательное требование к выбранному нами жанру. Мы уже давно думаем над этой крайне важной частью работы. Могу сказать, что, скорее всего, музыку к сериалу будут писать несколько композиторов. «Русский пленник» – это и масштабно, что предполагает эпичность; и камерно, поскольку в проекте присутствует несколько мелодраматических линий, а значит, должны быть романтические мелодичные темы. Кроме того, в сюжете плотно переплетаются два совершенно разных мира. Они отличаются и по географии, и по культуре, и по менталитету населяющих их жителей. Это, в свою очередь, требует аутентичной «этники», причем в современном звучании. Все названные мною параметры должны быть единым целым, потому что наш проект не о том, какие мы разные, а о том, какие мы разнообразные. И еще о том, что там, где рождаются настоящие чувства и отношения, умирают споры и распри, а разные миры становятся единым целым – людьми, населяющими общую планету.
С какими эмоциями, чувствами вы бы хотели, чтобы зрители остались в финале сериала «Русский пленник»?
Я могу сказать, что самое неблагодарное – это прогнозировать безусловный успех еще не до конца сделанного проекта. Нам предстоит еще долгий и сложный постпродакшен, где первоначальный замысел преобразится еще не раз. Сегодня могу сказать только то, что, как продюсер и шоуранер проекта, я никогда не создаю проект для всех без исключения зрителей. У всех у нас разные вкусы, пристрастия и интересы. Но я точно знаю, что есть некая часть аудитории, которой интересно разговаривать со мной, а мне – с ней. И эта аудитория, судя по зрительским оценкам предыдущих наших телепроектов, достаточно велика. Моделируя каждый следующий проект, я всегда планирую разговор о том, о чем можно беседовать в любом жанре: о любви, верности, преданности своему делу, чести, достоинстве, мире, сочувствии и сопереживании. Если эта, «своя», аудитория станет шире благодаря проекту «Русский пленник», то я, и как продюсер, и как человек, буду просто счастлива.
Фото: Марс Медиа, Сергей Аксенов