Первый канал готовит к показу в новом телесезоне уникальную теленовинку – 16-серийный проект «Цыпленок жареный», производством которого занималась кинокомпания «Марс Медиа». Это история о любви, дружбе, верности идеям и идеалам, происходящая в начале 1920-х годов – непростое время для нашей страны, когда уже не существовало царской власти, но еще не окрепла Советская Россия. Лихое время чудовищного голода, дикой безработицы и нищеты, хулиганского террора, зверского разбоя. В главных ролях гангстерской мелодрамы «Цыпленок жареный» снялись как популярные артисты, так и совсем молодые актеры: Виктор Сухоруков, Виктор Добронравов, Ирина Пегова, Александр Яценко, Павел Трубинер, Иван Рудаков, Александр Обласов, Федор Лавров, Анна Уколова, Яна Сексте, Никита Волков, Максим Белбородов, Анастасия Уколова, Любовь Аксенова. За режиссерским пультом грандиозного проекта – Елена Николаева, автор таких признанных работ, как «Ланцет», «Комиссарша», «Манекенщица», «Попса», «Ванечка», «Контригра», поведавшая TV Mag о том, как создавалась предстоящая премьера.
Елена Владиславовна, чем вас привлек проект «Цыпленок жареный»?
Мне предложили креативно поучаствовать в драматической линии проекта. Сценарий уже был, но на момент моего включения там не было некоторых драматических персонажей. Я их предложила. Мы обсудили с авторами и продюсерами. Они согласились. Скажем так, в сценарии я разбавила кровавую бойню большей мелодраматической линией. А привлек меня сценарий тем, что ту историю, которая, казалось бы, лежит на поверхности, почему-то до нас так никто и не тронул. Я говорю про сухой закон, который существовал в начале второго десятилетия XX века – почти в те же годы, что и в Америке. Сухой закон вступил в силу в Российской империи еще в 1914 году, когда началась Первая мировая война, чтоб, как говорится, народ воевал, а не пил. Но тогда же существовали рестораны, специальные лавки для дворян, не служивших в армии, в которых можно было заказывать алкоголь. Им это не запрещалось в царские годы. А большевики в 1918-м ужесточили закон донельзя: за пропаганду и продажу спиртных напитков даже расстреливали. В 1921 году чуть смягчили условия: расстреливали только за контрабанду спирта и за хищения. Но все равно это было время очень тяжелое – время погромов, солдатских мятежей, страшного голода по всей стране. И вот что удивительно: столько много написано и снято про американское время сухого закона (и драмы, и гангстерские истории), а у нас эту тему никто не трогал. Интересно же, правда?
В сериале взят конкретный отрезок или временные рамки размыты? И почему именно события сериала разворачиваются в Петрограде?
Нет, у нас взят очень короткий отрезок. Новая экономическая политика, или сокращенно НЭП, была принята в Советской России в марте 1921 года. А у нас взято время август-сентябрь того же года. Это время первых булочных, мебельных магазинов, всего первого. И одновременно это последние месяцы существования старой России. И одно из основных мест, где разворачиваются события в сериале, – это подпольный ресторан дяди Коли, вора в законе. Заведение находится в анатомическом театре инфекционной больницы, более того, расположен ресторан так, чтобы пройти в него можно было, только преодолев морг с кучей трупов. Такие подпольные места специально устраивались в таких неприятных местах, чтоб туда не нагрянули с проверкой. Изначально по сценарию действие сериала происходит в Петрограде, потому что Петроград на тот момент был центром трафика по подпольному алкоголю. Потому как спирт доставлялся из всех северных стран, Балтики и даже Польши. И занимались этим белогвардейцы, ушедшие через северную границу после провала Белого движения.
Чем вдохновлялись, создавая данный проект?
Я вдохновлялась рассказами своей няни – Ариадны Платоновны Ермолаевой, дочери адмирала русского флота! С 1923 года она прошла страшный путь нескольких лагерей. Когда она умерла, мне было 13 лет, а моему брату – Максиму Осадчему – три года. Она очень много мне рассказывала. Мне кажется, я знаю больше о том времени, чем все, что написано за эти сто лет. Я всю жизнь мечтала рассказать по-своему об этом. К тому же я из писательской семьи, сама я читала всегда очень много и по-прежнему много читающий человек. А если говорить о том, что мне самой нравится, то можно упомянуть сериал «Острые козырьки».
В этом проекте снимаются актеры, с которыми вы уже работали, а есть те, кто вас удивил?
У нас в сериале будет три таких главных силы, которые борются за влияние в Петрограде, – это чекисты, белогвардейцы, провозящие спирт из Финляндии, Балтики, а также воры в законе, которые держат подпольный ресторан для торговли спиртом. И как раз жену такого бандита, дяди Коли, играет моя любимая Ира Пегова, самого вора в законе играет Виктор Сухоруков. Вторая сила – это белогвардейцы в лице Паши Трубинера. И чекисты. Главным у нас будет персонаж невыдуманный, тут мы не кривили душой, его играет Виктор Добронравов. Его прототип исторический – это Яков Петерс, один из создателей и первых руководителей ВЧК, но еще и страшный человек, убийца, душегуб. Иван Рудаков играет Бухнера – полицейского в прошлом, который продолжает охоту за маньяком Кумовым. А вот из молодых у нас два ключевых героя – их играют Никита Волков и Максим Белбородов. И если Никиту я хорошо знаю и была уверена в его актерских возможностях, то Максим оказался исключительно яркой находкой. У него была очень трудная роль – идеалиста, который все время славит революцию. И если через себя это не пронести, если не испытать, то трудно сыграть. А Максим смог, он полностью проникся своим персонажем, у него получилось.
Большой, разношерстный актерский состав. Как вы с ними со всеми управлялись-то?
Да ничего, нормально. Мне повезло, что все горели этим проектом и прекрасно осознавали, насколько я этим горю. Я ведь, если кто-то не так что-то делает, и пришибить могу (смеется). И очень была профессиональная команда у нас. И это тоже все понимали. Ой, у нас вообще была креативная команда.
Да, у вас же оператором в сериале был Максим Осадчий, невероятный профессионал, участвовавший в таких проектах, как «Легенда о Коловрате», «Дуэлянт», «Сталинград», «Обитаемый остров», «9 рота». Это ведь мощные по картинке проекты.
Да, Максим Осадчий! О нем я могу говорить много! Он мой брат, я очень его люблю и безмерно им восхищаюсь! Он снимал сериал в первый раз. У него такая технология тяжелая, киношная. Снимал только с освещением, без естественного света. Он серьезно относился к каждому кадру, к каждой выстроенной сцене, без халтуры. Нам очень повезло.
А видение такого профессионала повлияло на картинку сериала?
Конечно, что вы! Конечно, повлияло. Я вообще считаю, что Максим – это номер один среди операторов у нас в стране. Он не снимает – он рисует. Ну правда. Его цветовую работу даже сравнить не с чем и не с кем. Только если с художниками. Так что у нас будет не сериал, а настоящее кино.
Хорошо, а как вы превращали нынешний Петербург в тот Петроград? Много было натурных съемок?
Всего мы снимали шесть месяцев в Петербурге и Сестрорецке. Половина съемочных дней была на натуре. И моя гордость – мы отстроили несколько улиц на территории бывшего Сестрорецкого оружейного завода (это под Петербургом). Там мы построили улицу, два переулка, ателье, булочную, склад, чайную и др. Там было очень красиво и атмосферно. Еще, например, мы снимали толкучку на Сенной, где можно было найти все, включая все краденое. Но снимали мы эту толкучку… на Бирже (на стрелке Васильевского острова), на этой огромной лестнице. Потому что Биржа серая по цвету. А цветом у нас заведовал Максим Осадчий.
Вообще, круто было. Например, для уличных съемок нужны прохожие – в итоге у нас были в кадре китайцы, проститутки, цыганки. Это так называемая групповка. Так вот, их специально отбирали, одевали, они репетировали постоянно, то есть они много ходили по нашим выстроенным улицам. И когда первый раз приехал на съемочную площадку Максим Белбородов, прошел по этим улицам, он сразу сказал: «Я будто не в кино, а попал в другой мир». Настолько все реально и правдоподобно получилось – было ощущение не декорации, а настоящей жизни. К тому же у нас потрясающие костюмы! У нас на проекте работала художник-мастер Тамара Сеферян, у нее невероятная фантазия, чувство цвета! Мы шили все, даже исподнее. Понимаете? И замечательные художник-гример Наталья Крымская и художник по реквизиту Светлана Устинова.
«Цыпленок жареный» – это не только строчка из песни для проекта, ставшая названием?
Нет, это только песня. Не ищите здесь никакого двойного смысла. У нас в сериале эту песню поет одна из героинь – девушка Изольда, приехавшая в Питер, чтобы стать певицей. Ее шикарно играет Настя Уколова-Зенкович. Это драматическая роль – на протяжении всего сериала певица выступает в том ресторане подпольном, а конец будет для нее очень печальным. И еще у нас много поет Ира Пегова. И поет блестяще! Хочу отметить, что у нас в фильме звучит живая музыка, написанная крупнейшим композитором Юрием Потеенко.
А хотели бы вы сами стать одним из своих героев в сериале «Цыпленок жареный»?
По характеру я однозначно дядя Коля, но не отказалась бы сыграть белогвардейца или роль Рудакова Ивана, то есть Бухнера. Как персонаж у нас, пожалуй, он самый цельный.
Фото: Марс Медиа, Елена Николаева