Классно рассказанная шпионская киноистория всегда в фаворе зрительского внимания. Так что готова предсказывать триллеру «Шпион №1», который скоро покажет НТВ, самые высокие рейтинги. В главной роли – актер Иван Стебунов, блеснувший в таких картинах, как «Котовский», «Петр Лещенко. Все, что было…», «Мужики и бабы». TV Mag получилось обсудить с Иваном его новый этап жизни, погружение в ретроспективу 90-х, школьные драки, хрупкость любви, силу искусства, магию триллера, глубокое проникновение в суть работы разведчика.
Недавно вы отпраздновали свой день рождения. Вы себя как ощущаете – Иваном или уже местами Иваном Сергеевичем?
Скорее Иваном. Редко случается, когда слышу к себе такое обращение, даже пугаюсь. В театре «Современник», как 14 лет назад я услышал «Ванечка», так все эти годы и продолжается.
Вы и на съемочной площадке предпочитаете такое настроение – задорное, пацанячье?
Совсем нет, мне вообще не важно, какое царит настроение. Пусть оно будет и конфликтное, и напряженное, не считаю, что кино должно создаваться в полном позитиве. Я даже не буду доверять такой атмосфере. Живые споры и разногласия всегда только на пользу рабочему процессу.
Главная роль в детективном триллере, который покажут на НТВ, – это некий этап в вашей творческой биографии?
Я рад, что стали приходить роли, соответствующие моему возрасту. Я специально сделал паузу длиною почти в три года, даже уезжал из Москвы на какое-то время, сильно ограничил себя в съемках. И теперь все идет более-менее по плану. В свои 38 лет я стал интересовать режиссеров не только как вечно влюбленный мальчик, со студенческими проблемами в поисках себя, но и как мужчина с проблемами среднего возраста. «Шпион №1» – это зрелая профессиональная роль.
Замес сюжета – как крутое тесто. Кругом шпионы всех мастей, и не только русские. Вы для себя какой вывод сделали – что главное в работе офицера службы внешней разведки?
Быть готовым к тому, что зима будет долгой. Кто в теме, поймет эту фразу. Идеальный шпион обладает таким качеством – чтобы никто не мог его вспомнить. И мне нужно было одновременно не казаться скучным на экране и быть интересным зрителю, но в то же время держать все эмоции внутри, свести их к нулю. Быть настолько сухим и стрессоустойчивым, чтобы даже близкие люди не могли понять, что происходит внутри тебя. Сложная задача, но мне кажется, что я нашел эту грань. Мне помогли рассказы нескольких голливудских артистов. Я прочитал, например, как Гари Олдману трудно было готовиться к роли в фильме «Шпионский мост». Он так и писал, что «я бездарный артист, потому что не знаю, как сыграть, не играя».
Ваш герой Дмитрий Чайкин с юмором идет дорогами аризонщины или калифорнщины? Комедийные элементы в сериале будут присутствовать?
Ему не до шуток. На дворе начало 90-х, СССР разваливается, и каждому из сотрудников разведки приходится принимать для себя решение, какой стране он остается служить и каким идеалам остается верен. Мне нравится, что у героя есть романтическая линия, но на первом плане чисто мужская история офицеров, верных присяге, и их внутренние дилеммы, когда наутро ты просыпаешься в стране, которой не присягал. Уверен, многие не хотели становиться ни шпионами, ни предателями, просто случился роковой момент.
В чем для вас заключается очарование 90-х?
Не зря говорят: «лихие 90-е». Тогда человек был предоставлен гораздо больше себе, чем сейчас. Был независим в своих решениях и поступках. Герой – тот, кто совершает поступки и готов нести за них ответственность. И тогда были герои, хоть со знаком минус, во времена отчаянные. Мне кажется, люди ностальгируют по себе того образца – озорным и отчаянным. Сейчас нет такого маневра для риска.
В 1991 году мне было 11 лет, и все будто с ума посходили. Все перевернулось буквально за одно утро. На моих глазах отец сильно в то время пострадал. Он по призванию педагог и оказался в числе тех людей, которые многое потеряли тогда. Помню, как он переживал, страдал и не мог себя найти. Чтобы прокормить семью, он вынужден был разливать машинное масло в гараже и продавать его. Не могу сказать, что ему это нравилось. Его бывшие ученики приезжали и на его глазах делили его же точку… Тогда много людей, как сказал Анатолий Чубайс, не вписались в рыночную экономику.
Вам пришлось пройти и через драки?
Я же из Новосибирска, Центрального района. Мы там все через драки прошли, были наблатыканные и занимались ерундистикой. Сейчас об этом смешно вспоминать, но что было, то было. Тогда на путь истинный меня наставила мама. Я успевал работать в театре под ее контролем и во дворе побегать. Сцена меня интересовала гораздо больше дворовых разборок, и волна искусства понесла меня дальше.
Супершпионы – те же люди, их согревает любовь, семья?
Не знаю, как все остальные, но вот у моего героя не получилось простой истории любви. И винить себя в сложившейся ситуации он тоже особо не может, потому что в его случае интересы общества важнее личных. Всех нюансов не передам, лучше посмотрите, чтобы понять, что такое любовь супершпиона (улыбается).
Какие у вас отношения с детективным жанром?
Как актер, я с огромными интересом наигрался в детективах. Как зритель, к детективам отношусь прохладно. Я люблю триллеры с их атмосферой интриги, саспенса, ощущением опасности, и «Шпион №1» как раз выдержан в этом жанре. Триллер должен быть в надежных режиссерских руках. И нам в этом смысле повезло с Михаилом Барканом. Нам – прекрасной команде, с которой я был рад поработать. Особенно с Юрием Цурило – артистом, какие уже, наверное, не будут рождаться. У нас был замечательный сценарий, который во всем помогал, не нужно было даже что-то досочинять.
В триллер на каком этапе жизни влюбились?
С самого детства! Из последних ярких впечатлений – сериал «Настоящий детектив», причем оба сезона, хотя многие считают вторую часть гораздо слабее. Работа Вуди Харрельсона и Мэттью Макконахи выше всяких похвал. Отлично передана атмосфера жанра в «Багровых реках» с Жаном Рено, «Обещании» с Шоном Пенном. Хичкоковская классика проще сегодня смотрится, на мой взгляд. Современный зритель уже избалован саспенсом, и показ того, что за дверью стоит убийца, нас уже не трогает, нам этого маловато.
Что из отечественного кино вам близко?
Фильм Саввы Кулиша «Мертвый сезон» с потрясающим Роланом Быковым. В наш век продюсерского кино такого уже не снять. Мой самый любимый режиссер – Элем Климов. Все, что он сделал в своей творческой жизни, для меня служит примером, образцом того, как нужно относиться к профессии.
Кино – это?
Настоящее кино – это радость и удовольствие, а не работа.
Фото: пресс-служба НТВ