Разведка доложила точно: почему сериал «Зорге» на Первом не позволяет оценить опасность работы легендарного разведчика
Обозреватель Tricolor TV Magazine Евгений Лазаренко – о сериале «Зорге» на Первом канале, рассказывающем о легендарном советском разведчике Рихарде Зорге. В главных ролях сыграли Александр Домогаров и Виктория Исакова.
Рихард Зорге – один из самых выдающихся разведчиков XX столетия, повлиявший на ход военных событий Второй мировой войны
Агент СССР в Японии Рихард Зорге восходит на эшафот со словами: «Красная армия! Коминтерн! Коммунистическая партия Советского Союза!» – что сразу выдает в нем человека идейного и героического. Героизм героя, простите за тавтологию, тонким слоем размазан по двенадцати сериям новой драмы «Зорге». Александр Домогаров так высказался о своем персонаже: «Я пытаюсь понять – и не понимаю, как человек может жить каждый день на острие?! Я не могу понять, какую надо иметь психофизику, какой силой воли и каким характером обладать. У меня это в голове не укладывается».
Что в голове не укладывается, к сожалению, заметно: судя по первым сериям, легендарный разведчик с лицом Домогарова не сильно напрягается, когда ходит по тонкому льду. Пока нам показывают человека, чей лоб никогда не нахмурится от забот, а губы всегда готовы расплыться в иронической улыбке – хоть в момент вербовки, хоть в момент погони, хоть в момент казни. Экранный Зорге вальяжен, как король на именинах, и раскатывает на мотоцикле в кожанке, как Терминатор, сценаристы даже вписали его в экзотический любовный треугольник, видимо, ради романтических ассоциаций с Джеймсом Бондом. Но заметно обрюзгший Домогаров, увы, не Шон Коннери и не Шварценеггер, чтобы оправдать такие ассоциации. И играет актер так, словно ему мало заплатили, как метко подметил один сетевой комментатор.
Краткое содержание первых восьми эпизодов сериала «Зорге» читайте здесь
В отсутствие харизматичного героя и нерва в игре все прочее имеет мало смысла. Не возникает желания восхищаться видами Токио 1940-х, воссозданного декораторами сериала в современном Шанхае. Не вызывает даже кислой улыбки вид японок, поющих «Лили Марлен» в блондинистых париках. Плевать на стереотипное изображение нацистской верхушки – сплошь из людей подлых и спесивых. В «Семнадцати мгновениях весны», с которыми возникает неизбежная ассоциация, фрицы были не такими одномерными. Не екает сердце, когда жену связиста Макса Клаузена увозит в черном воронке кровавая гэбня. Вообще, вся политическая составляющая, вокруг которой должен, по идее, вертеться сюжет, оставляет пока впечатление чего-то необязательного. Сериал не дарует зрителю ни гордости за родину, ни желания повнимательней изучить личность в центре повествования.
Впрочем, до действительно горячих событий 1941 года по сюжету еще далеко – возможно, сериал раскочегарится, и Домогарову придется напрячь все лицевые мускулы, чтобы мы поверили: подвиг разведчика не был напрасным. А пока больше рекомендуем к просмотру черно-белый фильм «Кто вы, доктор Зорге?», по просмотру которого Хрущев посмертно присудил агенту звание Героя Советского Союза.
Смотрите по два эпизода сериала «Зорге» каждый день с понедельника по четверг, с 8 по 11 апреля, на Первом канале в 21:30.