Режиссер Паоло Соррентино о втором сезоне сериала «Молодой Папа», отношениях с церковью, любви к футболу и русском кино
Знаменитый итальянский режиссер Паоло Соррентино впервые посетил Россию. Автор одного из самых громких сериалов современности «Молодой Папа», обладатель премии «Оскар» (за фильм «Великая красота»), шестикратный номинант на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, Паоло приехал на фестиваль «Послание к человеку», чтобы представить свой новый фильм – «Лоро». Картина рассказывает о жизни бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.
Помимо участия в торжественных мероприятиях фестиваля, Паоло с удовольствием гулял по Дворцовой площади, дружелюбно общаясь с фанатами, а также ответил на вопросы поклонников и журналистов. Tricolor TV Magazine узнал подробности о втором сезоне сериала «Молодой Папа» – «Новый Папа», реакции церкви на этот скандальный проект, любимом актере режиссера, его любви к футболу и отношении к русскому кино.
Паоло Соррентино, режиссер популярного сериала «Молодой Папа», представил в России новый фильм «Лоро». Фото: wikimedia.org
Паоло, почему для своего нового фильма «Лоро» вы решили взять за основу жизнь именно Берлускони?
Берлускони – великий рассказчик и великий актер. То есть он прекрасно рассказывает историю своей жизни, и он ведет себя, как актер. Я считаю, что его личность и жизнь представляют собой прекрасный кинематографический сюжет. Но рассказ человека о самом себе всегда идиллический. А мне необходимо было снять фильм, чтобы посмотреть на него другими глазами. Я не хотел показывать идеального Берлускони, я хотел рассказать о его страхах, боли, понять мотивы его поступков. Благодаря ему, мне удалось показать определенный исторический момент в Италии. То есть через отдельного политика показать общество и время в определенный момент истории.
А как к фильму отнеслись в Италии с точки зрения цензуры? Пришлось ли вырезать какие-то сцены?
Нет, никакой цензуры вообще не было. Я реализовал все свои проекты так, как хотел. Понимаете, нашей целью не были ни провокации, ни атаки на политика. «Лоро» – это рассказ об обществе.
А сам Берлускони видел картину о себе?
Не знаю.
Какова была реакция церкви на ваш сериал «Молодой Папа»?
Церковь никак не отреагировала. Церковь существует две тысячи лет именно благодаря этому: она знает, как именно нужно реагировать на атаки и критику извне. Обычно церковь ко всему подходит с позиции тишины, сначала нет никакой реакции, потом она размышляет и только спустя какой-то долгий период выдает свое решение.
Когда зрители увидят продолжение «Молодого Папы»? Вы уже начали снимать второй сезон?
Второй сезон «Молодого Папы» будем снимать в ноябре этого года, и в ноябре следующего, 2019-го, он выйдет в эфир. Он будет называться «Новый Папа». Главного героя также будет играть Джуд Лоу. В картине появится новый главный персонаж – его сыграет Джон Малкович.
Съемки второго сезона «Молодого Папы» с Джудом Лоу начнутся в ноябре. Фото: кадр из сериала «Молодой Папа»
Похоже, вам полюбилась работа на телевидении – вы ведь продюсируете еще один новый сериал «Моя гениальная подруга» о неаполитацах. Расскажите подробнее об этом проекте.
Да, действительно, «Моя гениальная подруга» – это сериал НВО, снятый по книгам Элены Ферранты (неизвестно, кто стоит за этим именем, это анонимный писатель). Действие фильма происходит в Неаполе в 50-ые годы, сюжет рассказывает о взрослении двух девочек. Сериал скоро выйдет в свет. На самом деле, я для этого проекта сделал очень мало, меня позвали НВО, потому что у меня с ними хорошие знакомства. Да, я фигурирую там, как продюсер, а снял его замечательный итальянский режиссер Саверио Костанцо (автор фильма «Голодные сердца» – Ред.). Мне вообще очень нравятся сериалы, они развивают, я очень много пишу, иногда даже слишком много, поэтому сериалы мне очень подходят в этом плане.
Вам всего 48 лет, но с самых ранних работ вы поднимаете очень взрослые темы, в том числе, темы старости. Почему?
В моих фильмах поднимаются серьезные темы и, в том числе, проблемы взрослых пожилых людей, потому что я стал сиротой в 16 лет, стало быть, стал взрослым в 16 лет.
Вы родом из Неаполя, чувствуете в себе южный темперамент?
Да, я чувствую себя неаполитанцем. Может быть, сейчас молодое поколение уже называет себя европейцами, но для меня отправная точка – всегда Неаполь. От неаполитанцев я унаследовал юмор. Те смешные моменты, которые вы можете видеть в моих фильмах, – это все благодаря моему происхождению… Ирония вообще помогает нам легче смотреть на жизнь, которая сама по себе тяжела и трудна.
А ваша меланхолия откуда родом?
Я не понимаю, в чем причина, почему я 24 часа в стуки меланхоличен. Эта черта действительно мне присуща.
Вы часто работаете с одними и теми же актерами. Кого позвали бы еще раз сниматься?
Актер, с которым я снова хотел бы поработать, – это Шон Пенн. (Шон Пенн снимался у Паоло Соррентино в ленте «Где бы ты ни был», – Ред.)
Паоло, вас часто сравнивают с Федерико Феллини. Что вы об этом думаете?
Есть гении. А есть те, кто приспосабливается к жизни. Феллини – это гений. А себя я отношу ко второй категории.
Новый фильм Паоло Соррентино «Лоро», российская премьера которого ожидается 25 октября, рассказывает о бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Фото: кадр из фильма «Лоро»
Как вы относитесь к русскому кино?
С современным российским кинематографом я знаком плохо, в Италии русские картины показываются редко. Но благодаря тому, что я был в жюри Каннского кинофестиваля, мне удалось посмотреть фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», и он показался мне прекрасным, особенно мне понравится финал картины, он замечательный, а это редко встречается в кино. Финал отражал главную тему ленты – поэзию. Финал там очень драматичен, и для себя я вывел такое ощущение: все, что остается от нашей жизни, – это пластиковый пакет, который висит на дереве. Конечно, я знаком с классическим российским кинематографом, очень люблю Тарковского.
Есть принципиальное различие у русского и итальянского кинематографа?
Дело в том, что я также плохо знаком с современным итальянским кино, потому что не отношу себя к киноманам. Мне интереснее посмотреть футбольные матчи, чем новый фильм… Может быть, итальянское кино больше склонно к комедийности. Даже в фильмах великих итальянцев, например, в лентах Феллини, меня всегда привлекала некая комедийная неуклюжесть. Может быть, в русском кино этого нет… Но, повторюсь, я плохо знаком с современным кинематографом.
А что касается театра?
После пяти минут на театральном спектакле я уже думаю, как побыстрее уйти в ресторан. У Феллини есть замечательная цитата на этот счет. Он говорил, что по дороге в кино или на спектакль он видит на улице всегда что-то более интересное, и это мешает ему доходить до кинотеатра или театра.
Может быть, вы уже что-то интересное увидели на улицах Санкт-Петербурга, и снимете кино о русских женщинах, политиках…
Знаете, что касается политических персонажей, то с ними покончено. Ничего про политиков я больше снимать не хочу. А что касается города, то я счастлив находиться в Санкт-Петербурге, здесь все проявляют радушие, гостеприимство. Но чтобы снимать про место, надо его хорошо знать, глубоко понимать его суть. Сначала я бы хотел вернуться сюда еще раз, думаю, в следующий раз я приеду сюда уже со своей семьей.