Шестая часть картины «Шаг вперед» не за горами
«Когда выйдет следующий «Шаг вперед»?», - этим вопросом многочисленные фанаты известнейшей танцевальной франшизы (в ориг. Step Up) задавались уже четырежды. А с лета 2014 года, сразу после выхода пятой части музыкальной саги, зрители вновь ждут новостей и твердо верят, что новая танцевальная история не за горами. Надежду дал и продюсер франшизы Адам Шенкман, не исключивший появления еще как минимум двух новых частей. И учитывая, что все предыдущие пять фильмов выходили аккурат каждые два года, то очередного Step Up, если и стоит ждать, то точно не раньше 2016-го. Ну а пока есть время, вспомним первые «Шаги», попутно пытаясь понять природу их невероятной популярности...
Всего, как известно, в широкий прокат вышло пять полнометражных историй танцевальной франшизы: «Шаг вперед» (Step Up), «Шаг вперед 2: Улицы» (Step Up 2: The Streets), «Шаг вперед 3D» (Step Up 3D), «Шаг вперед Революция» (Step Up Revolution) и «Шаг вперед: Всё или ничего» (Step Up All In). Премьера первого фильма состоялась в 2006 году, далее эпизоды появлялись в прокате каждые два года, дата первого показа пятой части была назначена на середину июля 2014 года. Стоит заметить, что с окончанием съемок вампирской саги «Сумерки» пенталогия Step Up стала самым надежным и многолетним проектом независимой американской киностудии Summit Entertainment. При этом над каждой частью «Шага вперед», кроме второй и третьей, работали разные режиссеры, которые, впрочем, смогли добиться ощущения цельности всей серии, несмотря на отличный друг от друга каждый из пяти сюжетов.
Главные герои — это профессиональные танцоры
Прежде всего, единство танцевальной саги — в ее сохранённой атмосферности и духа хип-хопа, вне зависимости от того, где разворачиваются события: под сводами школы искусств или на улицах афроамериканского Балтимора, в лофтах многомиллионного Нью-Йорка, на знойных пляжах Майами или на бутафорском ринге Лас-Вегаса. Кроме того, оформлением каждому из пяти фильмов служат бесподобная подборка музыкальных композиций и умопомрачительные танцевальные постановки. И, конечно, главные герои — это профессиональные танцоры. В жизни они, почти все, с детства учились танцевать, и уже потом, намного позднее, осваивали азы актерского мастерства. Возможно, поэтому, в проекте нечасто можно увидеть глубокие тяжкие думы во взгляде молодых ребят. Но недостаток актерского мастерства с лихвой окупается их яркой индивидуальностью, сумасшедшей энергетикой и превосходным чувством ритма.
И еще одна весьма занятная деталь. Думается, интерес ко всей серии Step Up сохраняется и благодаря второстепенным персонажам, которые, феерично появляясь в одной части, в дальнейших историях получают, что характерно, ненамного больше экранного времени (если не меньше), но кадры с их участием — словно кепки для флексеров — добавляют фильму особой зрелищности. И это роднит все пять историй, но отнюдь не делает их одинаковыми. А слова легенды фанка Джеймса Брауна как нельзя лучше ложатся эпиграфом ко всему проекту популярнейшей во всем мире танцевальной франшизы «Шаг вперед»: «Любую проблему на свете можно решить танцуя»...
«ШАГ ВПЕРЕД»
Чувство. В этой истории все подчинено чувству, оно — есть танец, а танец — есть сюжет, к которому добавляются лишь детали, чтобы еще больше подчеркнуть истинное предназначение танца — стереть все границы и довериться чувству. Он — мастер хип-хопа, она — обучается классическому искусству танца. Им кажется, что между ними пропасть, но нужно лишь сделать «шаг вперед» навстречу друг другу. И балетное па станет чуть раскованнее, а степ — отточенным. Впрочем, между главными героями Тайлером и Норой не так уж много различий: он живет в приемной семье, она — в престижном районе, но оба они не спешат домой, потому что там не понимают их любви к танцу. Для Норы провал на экзамене в школе искусств — равноценен смерти, Тайлер и его названные братья без цели могут лишиться жизни...
Первая часть фильма «Шаг вперед» вышла на экраны в 2006 году
Режиссером картины стала Энн Флетчер, с детства увлекавшаяся танцами. Ныне она — прекрасный хореограф, занимающийся постановкой танцев для фильмов и музыкальных клипов. Иногда ее радуют приглашением в кино в качестве актрисы. Так, Энн Флетчер помогала в постановочной работе над легендарным проектом Пола Томаса Андерсона «Ночи в стиле буги», а в знаменитом «Титанике» исполнила роль танцовщицы. «Шаг вперед» с Ченнингом Татумом и Дженной Дьюэнн в главных ролях - это ее дебютный режиссерский проект. В фильме у главного героя Тайлера есть названная сестренка Камилла (Элисон Стоунер), она примет участие в последних трех частях проекта. В свою очередь, сам Ченнинг Татум отметится своим ярким танцем во второй истории.
«ШАГ ВПЕРЕД 2: УЛИЦЫ»
Свобода. Именно ей подчинено все действо кинокартины. Танец в этом фильме выходит за пределы академичных - школьных и клубных - стен, становясь частью улицы с ее мимолетностью и непредсказуемостью. Здесь уже никто не доказывает, какое направление в танце важнее, наоборот, проблема кроется внутри самого танца с его привычными устоями, разрушить которые оказывается не так-то просто. Удивительно, но и среди самых талантливых учеников школы искусств есть свои белые вороны, а в уличном братстве — свои изгои. Главным героям фильма Энди Уэст (Брайана Эвиган) и Чейзу Коллинз (Роберт Хоффман) предстоит объединить таких неформатных танцоров по меркам школьных зануд и клубных зазнаек, призвав выйти туда, где всё начиналось — на улицы танцующих под дождем...
В 2008 году «Шаг вперед 2: улицы» получил премию канала MTV
Работал над картиной молодой режиссер Джон М.Чу, только что выпустившись с кинематографического отделения Университета Южной Калифорнии. Джон с ранних лет увлекался музыкой и танцами. Чуть позже, снимая на видео семейные поездки, увлекся созданием короткометражек. На втором курсе института Чу снял маленький шедевр «Тихие ритмы» – история, развивающаяся под звуки чечетки. Фильм завоевал множество наград, а Джон получил стипендию на продолжение учебы в Университете Южной Калифорнии, где он снял еще один 20-минутный фильм «Когда дети в отъезде». Это пленительное музыкальное путешествие в мир материнства под звуки сальсы, свинга и хип-хопа.
Благодаря этой короткометражке, вызвавшей неподдельный интерес в Голливуде, на Джона и обратили внимание продюсеры фильма «Шаг вперед 2: Улицы», позволив ему осуществить давнюю мечту – объединить любовь к танцам и режиссуре на большом экране. А еще он создал самого очаровательного ботаника по прозвищу «Лось» (Адам Дж. Севани), который, не затмив главных героев, стал настоящей звездой фильма и украшением всей танцевальной франшизы.
«ШАГ ВПЕРЕД 3D»
Стиль. К нему обязывает самый прекрасный город на свете — Нью-Йорк. Чувство стиля в этом фильме отмечено во всем: от лофта, в котором живут главные герои, до танцев, к третьей части проекта превращающиеся в настоящие танцевальные перформансы. А история главных героев Люка ( Рик Маламбри) и Натали (Шарни Винсон) и их бездомных друзей — не такая уж и выдумка. Судьба Люка, увлеченного съемками любительского фильма и решающегося в итоге поехать учиться киноискусству в Калифорнию, напоминает жизнь самого режиссера картины Джона М.Чу. Случаи танцоров, живущих под одной крышей «бункера», тоже недалеки от реальных. Так, близнецы Сантьяго (Мартин и Факундо Ломбард), рассказывающие на камеру Люку, что жили на 15 долларов в неделю, переехав в Нью-Йорк, - чистая правда. Поэтому в основе сюжета фильма оказывается переезд (в том числе «Лося» с Камиллой) в мегаполис, где героям фильма предстоит научиться жить по законам большого города, не потеряв при этом себя.
Фильм «Шаг вперед 3D» с точки зрения кассовых сборов стал самой успешной картиной в пенталогии
Кстати, близнецы Сантьяго стали еще одной находкой режиссера наряду с нашими старыми друзьями из предыдущих частей танцевальной саги. Причем, когда смотришь фильм, ближе к его середине, то ловишь себя на мысли, мол, «Лось» уже не тот — повзрослевший, поскучневший. И здесь проявляется талант молодого режиссера, потому как уже в следующем кадре он выдает невероятно стильный, обворожительный и утонченный сольный номер «Лося» и Камиллы — как дань уважения величайшему актеру и танцору Фреду Астеру, оказавшему наибольшее влияние на жанр музыкального кино.
«ШАГ ВПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЯ»
Революция танца. На смену движениям пришли действия. Теперь танец - часть общества и часть искусства, — он способен говорить и быть услышанным. У танца есть голос! На этот раз главным героям фильма Шону (Райану Гузману) и Эмили (Кэтрин МакКормик) предстоит отстаивать жизнь старых кварталов Майами перед конгломератом и собственным отцом Эмили, желающим поглотить романтику этих мест, застроив груду чьих-то воспоминаний новыми пятизвездочными небоскребами. Однако и в самой команде уличных танцоров произойдет революция, способная не только созидать, но и разрушать. А спасет ситуацию, понятное дело, «Лось», примчавшийся на помощь в лучших традициях американского кино. И, наконец, в четвертом фильме будет озвучен вопрос, который, уверена, не терпелось задать большей половине фанатов этой танцевальной франшизы, — «А почему, собственно, «Лось»?!»...
«Горячее не бывает» — слоган «Шаг вперед Революция»
Срежиссировал четвертый сиквел еще один молодой автор Скотт Спир. На самом деле, его история попадания в проект «Шага вперед» схожа с режиссером предыдущих двух частей — Джона М.Чу. Для Скотта, как и для Джона, этот фильм — дебютный в полнометражном кино. Отучившись в школе кино и телевидения в том же университете Калифорнии, что и Джон, Скотт долгое время занимался съемками музыкальных клипов, а также писательством (вполне успешно). А потом был замечен продюсерами серии Step Up. В итоге Скотт Спир не разочаровал: он снял потрясающе стильный и модный фильм, в котором тачки качает грув хип-хопа, а боди-арт, кухонные приборы и сварочный аппарат одинаково служат благородным целям танцующих флешмоберов. Но при этом не забываются истинные ценности, которые не заменить никакими компьютерными технологиями...
«ШАГ ВПЕРЕД: ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО»
Эволюция. Это развитие танца и его финальная битва, это повзрослевшие герои и их путь дальше. Каждому в этой истории придется задаться вопросом, что для него значит танец: великое призвание или всего лишь часть чего-то большего и многогранного. Не зря в начале фильма знакомые нам по предыдущей истории флешмоберы во главе с Шоном (Райан Гузман) оказываются в Лос-Анджелесе — городе «Фабрики грёз», в котором осуществляются самые смелые желания и разбиваются мечты. И именно в этом фильме появляются бабушка и дедушка «Лося», которые в прошлом — профессиональные танцоры, а сейчас они - семейный дуэт, радость детям и внукам. А когда их никто не видит, они тихо танцуют, вспоминая счастливую молодость танца.
Вторая половина сиквела переносит нас в Ла-Вегас — город иллюзий и сплошной бутафории. Именно здесь пройдут финальные поединки телевизионного танцевального шоу, в котором примут участие Шон и Энди («Шаг 2»; Брайана Эвиган), а на подмогу им придет знакомая нам братия танцоров из второй, третьей и четвертой частей франшизы. Название их команды, думается, тоже не случайное — LMNTRIX — как остыл к основам и, наоборот, отражению сегодняшней действительности с конвейером реалити-шоу, батлз и рейтингами. В финале фильма наши герои исполнят танец, вместивший в себя все стили и движения: от фанка и свинга до джаза и регги, благодаря которым и зародился хип-хоп. И еще одним напоминанием об истоках уличного танца станет как бы вскользь упомянутое в середине фильма имя Джеймса Брауна — дедушки фанка...
Пятый «Шаг вперед» получился самым ярким и жизнеутверждающим фильмом
Режиссером пятой истории франшизы выступила Триш Си, в прошлом танцовщица, ныне — обладатель Грэмми, хореограф и постановщик музыкальных клипов известной американской группы OK Go. Работу Триш над пятой частью проекта «Шаг вперед», пожалуй, тоже не отнесешь к разряду гениальных с позиции драматизма и глубины сюжета, как и предыдущие работы других режиссеров танцевальной серии Step Up. Скорее, все истории «Шага вперед» - это кино для своих, кто влюблен в музыку, танцы, красивые лица и захватывающие дух танцевальные постановки, мастерство которых готовы оценить и признать все профессионалы ритма и движения.
И все-таки пятый «Шаг вперед» получился самым ярким и жизнеутверждающим, но подводящим слишком явную финальную черту под всей пенталогией. Поэтому продолжение проекта представляется весьма сомнительным. А если и выйдут новые фильмы с таким же названием, то это точно будет уже совсем другая история...