По-дебильному хорошо: лидер группы «Биртман» Дмитрий Наумов о секретах успеха, портрете Ельцина, юморе ради юмора, неадекватных людях и новом клипе
Группа «Биртман» взорвала Рунет после того, как в прошлом году выпустила клип на песню «Человек-говно» с Василием Уткиным в главной роли. Его герой прогуливается по Москве, танцуя и не обращая ни на кого внимания, в то время как девушка в свадебном платье так и не дождалась своего кавалера у дверей загса. Ролик стал вирусным, а мы узнали прекрасную в своей оригинальности группу «Биртман».
Ее лидер, Дмитрий Наумов, со своими друзьями не только пишет и играет заводные песни, но и продолжает легенду о Зиновии Биртмане, поэте из Тюмени, произведения которого якобы нашли только недавно, и нам достался огромный багаж его творчества. А возможно, так и было на самом деле – вся проблема в том, что ни пользователи, ни знакомые настоящих Биртманов в разных уголках мира не подтверждают эту информацию, а люди просто доверяют «Википедии», в которой написано именно о такой истории Зиновия Биртмана.
Tricolor TV Magazine поговорил с Дмитрием и узнал секреты успеха «Биртмана», а также некоторые загадки этого персонажа.
Дмитрий Наумов, лидер группы «Биртман»
Дмитрий, все же Зиновий Биртман – это плод фантазии? Откуда он такой возник?
Хочу отметить, что еще ни разу нигде мы не подтвердили, что Биртман – это мистификация. Большое количество людей верует вместе с нами, и когда идет утверждение, что Биртман – это мистификация, то мы это воспринимаем как оскорбление чувств верующих. В принципе, идея была такая, что нужно сделать музыкальный проект, которого нет, ту музыку, которую мы слушаем сами. Чтоб все было весело и задорно.
Будет ли как-то развиваться история Зиновия Биртмана?
Сейчас у нас в планах создать самую полную биографию Зиновия Аркадьевича, большую книгу с презентацией и всей атрибутикой. Со всем этим дурдомом (смеется). И с автографом автора-создателя, конечно, и с очередью страждущих обязательно. Думаю, в течение года мы это сделаем. У нас это будет вторая уже книга. Страниц на 450. И тогда на вопросы о мистификации мы просто будем рекомендовать приобретать эту книгу.
Как бы вы назвали стиль музыки, в котором работает «Биртман»?
Честно скажу: никак. Потому что ни одно определение не подходит. Там такой винегрет из всего, что можно. Там все подряд. Ну и я думаю, определениями должны заниматься музыкальные критики. Можно сказать, у нас такая хорошая жанровая песня. Мы сами думаем об этом, потому что многое писали, начиная от шансона и заканчивая поп-музыкой. Я думаю, возможно, это поп-музыка, но в хорошем смысле этого слова. Так скажем, танцевальные мелодии с каким-то текстом.
Кто приходит к вам на концерты?
Когда мы всерьез задавались этим вопросом, ставили человека на входе, когда делали шоу, чтобы он посмотрел, кто приходит. Убедились: приходят все – хипстеры и молодежь, менеджеры среднего звена и остальные от 25 до 100 лет примерно. В принципе, люди приходят веселиться, а веселиться любят все. Мы ж не камерная группа, где нужно сидеть и вслушиваться, вдумываться. У нас такая дискотека.
Коллектив группы состоит из разных людей, принадлежащих к одной возрастной группе, которых собрал вместе Дмитрий Наумов
Расскажите о музыкантах «Биртмана».
Во-первых, это люди, животных у нас пока нет. Я думаю, что, возможно, в дальнейшем могут появиться. У нас музыканты все очень хорошие. У нас такой театрально-музыкальный проект, многонациональный. Наши девочки – театральные актрисы, например, а еще есть кубинец. Все мы занимаемся музыкой, играли в известных и неизвестных коллективах. Собрал всех я.
Люди разные, с разными характерами. Коллектив из десяти человек – люди, которым 30-40 лет, все родились в СССР, образованны и культурны, багаж у нас всех схож. Все прошли 90-е. Мы понимаем друг друга с полуслова, и публика у нас такая же, думаю. И когда мы делаем какой-то музыкальный юмор, то человек это понимает – он же в этой стране жил. Не в Никарагуа же выступаем. Я хочу сказать, что, в принципе, поколение 40-летних смотрело МТV, и если мы во весь экран выводим портрет Ельцина, то это просто смешно и вызывает улыбку, не надо никому объяснять, почему именно Ельцин. Это язык, еще есть язык эмоций, положительно настроенный человек воспринимает и понимает.
В ваших песнях довольно много юмора…
Мы не задумывались об этом. Мы же не «Аншлаг» или Comedy Club, у нас нет юмора ради юмора. Лично я ценю в людях просто наличие чувства юмора, чтобы он понимал шутки – по-моему, это признак ума. Но у нас нет такой намеренной задачи – создать смешную именно песню. Юмор у нас, но не сатира.
А чем вы занимались до проекта?
Много чем. У меня были другие разные проекты, связанные с музыкой.
Ваш стиль отдает некой ностальгией по былому – это так?
Мне кажется, когда мы в клипах переодеваемся в костюмы 70-х, они смотрятся по-дебильному хорошо. И мне нравится это все. И материалы в них лучше, чем то, что сейчас выпускается. Мне кажется, это как-то все должно быть ярко и интересно. И нам самим в этом комфортно. Александр Зацепин – один из любимых композиторов, которого я не могу назвать советским, потому что если взять его музыку, то она классная и сегодня, как и фильмы Гайдая, например. Примерно так же в то время было в Европе, у итальянских режиссеров или во французском кино. Есть что-то вечное. Не думаю, что мы попали в какую-то волну и от прошлого никуда не деться. К тому же это не другая планета, это было 20-40 лет назад. Мы что-то берем оттуда, что-то из современного.
В творческих планах группы «Биртман» – съемки нового клипа
Расскажите, что из прошлого используете?
Аналоговые синтезаторы 80-х годов, потому что просто не можем найти этот звук среди современных синтезаторов. Но для нас это непринципиально, просто если бы сейчас изобрели, то мы взяли бы современные. Мне была бы не интересна группа, ностальгирующая по Советскому Союзу. Вот смешение всего – это действительно интересно. Еще мне нравятся каллиграфические шрифты того времени, и мы их используем. У нас, кстати, для всего визуального оформления есть свой графический дизайнер.
Скажите, а современный российский кинематограф вас радует? В частности, комедии последних лет смотрели?
Из комедий ничего не смотрел. У нас точно есть качественные драмы. Мне нравятся режиссеры Звягинцев и Быков. И у них тоже есть юмор. Комедии стали очень коммерческими, и это нормально – рынок меняется, невозможно снять что-то невирусное. Контент так устроен, что будет продвигаться, только если есть какая-то спамная основа. Сейчас ведь время продюсеров, у которых задача – забить зал, а не творцов, снимающих свое кино. И нужно, чтобы в кадре были медийные лица – из юмористических передач и сериалов, например. Это помогает собрать кассу. Все диктует спрос. Вот вы спрашиваете, почему сегодня нет актеров уровня Миронова или Леонова? Потому что они сейчас не нужны. Потому что спрос рождает предложение.
Понимая это, мы много внимания уделяем элементам шоу, видеоряду, фишкам во время концерта – мы прекрасно понимаем, что это огромный жирный плюс к хорошей песне, это «зайдет» у зрителя. Мы своего зрителя любим. Но сейчас человек не способен даже клип целиком посмотреть или песню целиком послушать, ведь у нас на это просто нет времени, так что приходится делать просто качественно. Кстати, есть такая странная, интересная вещь: не в противовес каким-то другим проектам мы делаем качественно вот что. Если мы берем песню, основанную на юморной фразе, то делаем интересный текст и крутую аранжировку, потому что даже то, что сделано дорого, человек все равно воспримет только как верхнюю часть чего-то большего. И публика это чувствует, это круто.
Спортивный комментатор Василий Уткин в нашумевшем клипе группы «Биртман»
Явно после выхода клипа «Человек-говно» с Уткиным «Биртман» стал таким популярным и на слуху. Что-то изменилось после этого?
Да ничего. Клип как клип. Мне самому нравится. Естественно, больше просто стали говорить о «Биртмане», и это увеличило количество зрителей. Планируем так и дальше работать. Положа руку на сердце, если я музыку воспринимаю серьезно, то главная задача клипа – сделать популярной песню. Другого формата клипы просто не востребованы. А творческое составляющее здесь маленькое. Песню просто нужно продать, чтобы осталось в памяти что-то. Я не считаю это определенным видом искусства. Потому что те клипы, которые можно было бы назвать искусством, были сняты в 90-е и не у нас в стране.
Многим кажется, что, например, у «Ленинграда» главная задача – написать песню с матом, и это секрет успеха. Но все качество группы и весь потенциал-то совершенно в другом. Так же и с песней про человека-говно. Я читаю комментарии, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» говорилось: в джинсы рядилось самое отсталое население, вот и сейчас отсталое население смотрит в интернет, и каждому второму нужно высказать свое авторитетное мнение. Столько неадекватных людей даже два года назад еще не было. Хотя, с другой стороны, может, народ меньше бухать будет, сидя в Сети. Вот захожу, допустим, на страницу какого-то человека из Воронежа, вижу, у него семья, двое детей, а он пишет много гадостей. И я думаю, что он просто эмоции свои выплескивает, а ежели ему легче от этого, то это хорошо. Раньше он бы ушел в гараж, напился, а сейчас пишет комментарии.
«Биртман» планирует выступить на фестивалях «Нашествие» и Tinkoff Stereoleto
…И никакого уважения друг к другу.
Никто никогда не научится этому, как и 100 лет назад. Ничто не поменялось, и никогда не поменяется. Я считаю, что все поколения одинаковы, все, что было крутым, таким и останется, как и все, что не круто, будет таковым. Так, если говорить о нашем шоу-бизнесе, то помню, как открылся первый «Макдональдс», стояли очереди; когда появилась группа «Ласковый май» – она могла стадионы собирать, хотя я считаю, что группа неплохая, но она может лишь в маленьком клубе выступать. Когда профессор медицины, светило науки, приехал после операции в Париже, после этого он мог часами обсуждать, какие он жевательные резинки купил… Это показатель определенного уровня. Я это к тому, что прошло 30 лет, забора давно нет, но эстрада там же. На Западе основа шоу-бизнеса – это крутейшие джазовые музыканты, а полуфриковые все равно у них чуть ниже. У нас же все перепутано. Но нам, «Биртману», так только удобнее. Хаос – это всегда прекрасно.
Кстати, о какой-то масштабированности проекта «Биртман» вы думаете?
Конечно. Мы выпускаем отдельно инструментальные вещи, отличающиеся от дэнса на концертах. Это похоже на музыку, которую мы слышим в кино. Эта пластинка будет продаваться в Нью-Йорке, в Берлине. Посмотрим, может, и на английском языке что-то выпустим. Мы как-то искренне не пытаемся все схватить и быстро выжать. Нам самим клево. И хотя все артисты говорят, что играют только то, что нравится мне, но у нас и правда кайф от этого. Если бы, наверное, не было положительной реакции от публики и не видели бы мы такие залы, которые поют, танцуют и каждое слово знают в песне, мы бы, вероятно, подумали, что это и не нужно.
Вскоре «Биртмана» услышит публика таких крупных фестивалей, как «Нашествие» и Tinkoff Stereoleto. Что дает музыке опыт выступления на таких площадках?
Сказал бы, что ничего не дает, но меня звать не будут потом (смеется). А если серьезно, то это закрепляет успех. Фестивали – это всегда общение между артистами. Это всегда лишнее выступление группы, повышение сыгранности, потому что работа на фестивале всегда немножко другая, чем на сольном концерте. Интересно всегда, и опыт хороший. Ну и музыкантов других послушаем, конечно! Знакомимся, общаемся, задумываем что-то. Надеюсь, будет хорошая погода, мы отыграем и все будет классно!
Чего ждать от «Биртмана» в ближайшее время?
Скоро снимем новый клип.