Обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко – о создании американской версии популярного музыкального конкурса Евровидение.
Рука мирового гегемона дотянулась до главного интеграла панъевропейской культуры – Евровидения. Летом 2021 года, после 65-го Евровидения в Роттердаме, в США пройдет дебютный American Song Contest, буквально «Американский конкурс песни». Словно ненасытным апроприаторам мало «Голоса», «Маски», «Американского идола» и прочих певческих конкурсов, более-менее похожих по смыслу. Тревожные звоночки уже звучали на фоне слухов о возможной адаптации: самые топовые штатовские артисты – Мадонна и Джастин Тимберлейк – успели выступить вне конкурса на оригинальном Евровидении, а недавний фильм Уилла Феррелла «Евровидение: История огненной саги» стал самым популярным стримом Netflix в Америке в первую неделю показа. То есть заокеанская публика уже подготовлена к этому формату – и даже к Кончите Вурст.
Идея покорить Америку пришла в голову бывшему конкурсанту от Швеции, а теперь телепродюсеру Кристеру Бьоркману: «Для меня огромная честь перекроить родной формат для аудитории, которая ничего о нем не знает». Его партнер Андерс Ленхофф подчеркивает: «Американская версия будет отличаться от всего, что когда-либо показывали на телевидении в США, это будет похоже на восторг от присутствия на плей-офф Национальной футбольной лиги, помноженный на восхищение от шоу артистов мирового класса». Трехкратный исполнительный продюсер Евровидения Мартин Остердаль видит закономерные перспективы продвижения своего и без того мегапопулярного продукта на обширный американский рынок: «Мы счастливы найти правильных партнеров, чтобы поделиться уникальным состязанием с народом Америки». Под правильным партнером подразумевается Бен Сильверман, выступавший исполнительным продюсером ряда суперхитов американского телевидения – от сериалов «Офис» и «Дурнушка» до местной версии «Как стать миллионером».
В высказываниях европейских продюсеров все это выглядит как однозначно победная затея, но есть одно заметное но. В американской версии будут состязаться друг с другом представители пятидесяти разных штатов, они пройдут долгий путь от отборочных туров до финала под строгим надзором жюри из профессионалов шоу-бизнеса. А Невада против Аризоны – совсем не то же самое, что Исландия против России. При множестве различий между штатами в Америке не так развит местечковый патриотизм – там любой кукурузник из Айовы мечтает свинтить в Нью-Йорк или Сан-Франциско, чтобы в большом городе пореже вспоминать о родных полях. Так что каким бы грандиозным ни получилось американское еврошоу, того накала страстей среди зрителей, истово болеющих за представителя своей страны, скорее всего, не получится.
Но как бы там ни вышло со зрителями, «Американский конкурс песни» будет интересен всему миру хотя бы потому, что американская музыкальная традиция довольно сильно отличается от того, что мы привыкли видеть на Евровидении. В США не в чести пафосный поп в духе Сергея Лазарева, зато хорошо развиты и глобально экспортируются хип-хоп, R'n'B, латино-поп и альтернативный рок – скорее всего, эти стили окажутся самыми представительными на новом шоу. Плюс нельзя недооценивать популярность в Штатах музыки кантри – уже предвкушаем конкурсанта от Техаса в стетсоновской шляпе и при усах. И есть все основания предполагать, что на волне интереса к заокеанскому шоу популярная музыка Старого Света еще больше американизируется.