Чего ждать, отправляясь в нетуристическую страну?
Знаете, в поездках по местам, где практически никогда не ступает нога туриста, есть особенный шарм. Никаких зазывал, жаждущих продать вам экскурсию, прокатить вас на такси или накормить в «самом лучшем» ресторане какого-нибудь родственника. Никаких указателей на объекты, которые могут быть вам интересны. Никаких ряженых, демонстрирующих во всей красе национальные костюмы и традиции. А главное – никаких правил! Зато такое путешествие имеет вкус чего-то настоящего и неизведанного. Одним из первых нетривиальных маршрутов для меня стал Южный Судан.
В древности территория современного Судана называлась Куш, а позднее – Нубия
Между прочим, это одно из самых молодых государств на планете – независимость этой страны была провозглашена в 2011 году. О том, что все старое уже разрушено, а нового еще нет, в Южном Судане красноречиво свидетельствует каждая деталь, начиная от убитой дороги, ведущей из Уганды к границе (средняя скорость автомобиля – 20 километров в час), и заканчивая горами мусора и мутной речкой, разделяющей два государства. Зато в будке пограничника оборудование совсем новое – сканеры для сетчатки глаза и для отпечатков пальцев. Правда, просьба поставить штамп не на чистую страницу, а на ту, где уже есть пара других печатей, почему-то приводит сотрудников пограничной службы в ярость, но их гнев быстро остывает. Кстати, виза Южного Судана на тот момент стоила около ста долларов и делалась только в посольствах одной из соседних стран – Кении или Уганды, например. Любопытно, что в визе пишут профессию заявителя.
Южный Судан – полицейское государство. Причем угадать полицейского в толпе не так-то просто. Первый же стационарный участок встречается на дороге, ведущей в столицу – Джубу. Дорога, надо сказать, отличного качества, с катафотами и свежей разметкой, явно построена на дотации. Толпа служителей закона, одетых в гражданское (!), останавливает машину с иностранцами для проверки документов и искренне изумляется: что смотреть-то в нашем Южном Судане? Потом, впрочем, отпускает с миром, предупредив, что фотографировать в стране нельзя. Да-да, вообще нельзя, ничего, не только людей или стратегические объекты, но даже деревья и бездомных собак. Пожав плечами, соглашаемся с этим нелепым требованием, чтобы, отъехав, немедленно расчехлить камеру… Не тут-то было! Пикап с одним из «полицейских» догоняет нас. Оказывается, он решил за нами проследить. Пару кадров с зелеными холмами, сделанных по дороге, приходится стереть.
Южный Судан – молодая страна: она получила независимость от Судана в 2011 году
Дорога до столицы – Джубы – пустынна. Обычно-то в Восточной Африке как: едешь через бесконечные деревни с глиняными хижинами, плантации с кормовыми бананами и другими посевами. Здесь – только голая пустыня, колючки, местами немного зелени. Населенные пункты небольшие, находятся на значительном удалении один от другого. За какие-то несколько лет здесь перекроили всё: сменили религию, государственный язык, открыли новые посольства нескольких десятков стран. Джуба – одна большая стройка; кругом торчат остовы будущих отелей, магазинов, жилых домов. В то же время центральная улица застроена глиняными хижинами с соломенными крышами, а здание университета закрыто и охраняется вооруженными людьми.
По данным рейтинга беднейших государств на 2013 год, Южный Судан занимает четвертое место
Бедная нетуристическая африканская страна оказывается неожиданно дорогой. Цены на плохонькие гостиницы без кондиционера, с одним лишь вентилятором, оказывается, вполне сравнимы со стоимостью хорошего номера в отеле в какой-нибудь европейской столице; то же касается и меню немногочисленных ресторанов. Да и продукты в магазинах дороже, чем в соседних Кении и Уганде, в два-три раза. Что делают туристы в нетуристической стране, чтобы с комфортом разместиться на ночлег? Правильно, знакомятся с местными, и нас приглашают в пустующую хижину, где можно поставить палатку и комфортно выспаться в привычных условиях.
В нетуристической стране нельзя просто так фотографировать местные достопримечательности. Собственно, в Джубе их не так и много, разве что стадион с монументом посередине, украшенный со всех сторон флагами разных стран. Здесь находится большая трибуна, с которой периодически вещает южносуданский президент. Вся эта красота охраняется солдатами с автоматами, которые, разумеется, запрещают доставать камеру: оказывается, сначала необходимо получить какую-то аккредитацию.
Южный Судан – полицейское государство, в котором туристам категорически запрещено что-либо фотографировать
А вот дорожное движение здесь такое же неорганизованное, как и в любой другой африканской или азиатской стране, даже туристической. Все движутся хаотично, никто не обращает внимания на светофоры, дорогу уступают через раз.
Северная часть страны засушлива, в то время как юг покрыт субэкваториальными лесами
Местный аэропорт тоже явно не заточен под поток туристов. Находится он прямо в черте города. Никаких такси, дежурящих около зоны прилета, никаких зон отдыха. Есть, правда, дьюти-фри – крошечный магазинчик с широким ассортиментом сладостей и газировки и скудным – алкоголя. Никаких табло; рейсы объявляются громким голосом. Один туалет на три сотни человек и крошечный зал ожидания. А вот авиакомпаний, которые сюда летают, неожиданно много, среди них и крупные европейские перевозчики.
Честно говоря, здесь нечего делать больше нескольких дней. Один-два города, которые можно посмотреть, пара деревень, одна нормальная дорога и один национальный парк. Чтобы проникнуться колоритом абсолютно нетуристической африканской страны, в которую иностранцы приезжают только ради бизнеса, пожалуй, этого будет достаточно. Возможно, у молодой страны великое будущее: все выучат новый государственный язык в совершенстве, разрозненные племена объединятся и социализируются, все поля будут возделываться, и в Южном Судане начнут хоть что-нибудь производить, но пока туристу здесь будет не очень комфортно, хотя, безусловно, и любопытно. Впрочем, в любой из соседних стран – что в Руанде, что в Уганде, что в Кении – зарубежным гостям будут рады, а туристических мест, главным образом национальных парков с уникальными природными объектами и богатой фауной, – хоть отбавляй. Но об этом, пожалуй, в следующий раз.