«Своя игра» стала лауреатом ТЭФИ
Позывные этой программы немедленно отзываются в памяти ностальгической ноткой, равно как и старая заставка в виде кота в шапочке бакалавра. Знаменитая телеигра уже не в первый раз становится лауреатом ТЭФИ: в 2003 году она также получила престижную премию. Кроме того, в 2005 году Петр Кулешов победил в номинации «Ведущий телевизионной игры». А вообще, история «Своей игры» насчитывает уже более двадцати лет!
Прародителем «Своей игры» стало американская телевикторина под названием «Рискуй». Российская премьера, сделанная сначала по лицензии заокеанской передачи, впервые вышла в эфир на телеканале РТР в апреле 1994 года, а в настоящее время выходит на НТВ. Вопросы различаются по тематике и по уровню сложности: чем труднее задание, тем больше очков можно получить за него. Игрокам предлагается утверждение, в котором пропущено одно слово — именно его и нужно угадать. Сформулировано это примерно так: «именно это нужно сделать с нефтью, чтобы получить из нее керосин». Или: «именно в этом году Суворов перешел Альпы».
В 2005 году Петр Кулешов стал лауреатом премии ТЭФИ в номинации «Ведущий телевизионной игры»
Участие принимают три игрока, которые копят очки на протяжении всей программы. Каждое очко в игре равняется одному рублю. В телешоу несколько раундов; прежде они назывались «синий», «красный» и «своя игра». Нередко среди игроков оказываются и женщины; им принадлежит приоритетное право в выборе вопросов. Ведущий зачитывает вопрос; тот, кто готов ответить, нажимает кнопку и произносит искомое слово, но лишь после разрешающего сигнала. Если ответ озвучен раньше времени — это считается фальстартом.
Кроме обычных вопросов есть и специальные, например, «кот в мешке» или «вопрос-аукцион». «Кота в мешке» полагается передать одному из соперников. На «аукцион» игроки поочередно повышали ставки, и право отвечать доставалось сделавшему наибольшую.
Помимо устных ответов, в финальном раунде игроки должны были от руки писать искомое слово. Вместо планшета для написания ставок и отгадок использовались обыкновенные листки бумаги, которые затем собирались редакторами, и потом написанное выводилось на монитор, притом постепенно — для сохранения интриги.
В первые годы существования «Своей игры» победитель пяти игр подряд получал в качестве приза автомобиль. Среди счастливчиков, которым досталась машина — Александр Друзь и Борис Бурда. Впоследствии правила неоднократно менялись: то команды сражались за семь килограммов денег, то за четырнадцать, то за двадцать один (причем, цифровой эквивалент суммы не разглашался).
Несколько лет назад «Своя игра» глобально изменилась: появились новые студия, заставка, графика, музыкальное оформление
В иные годы победитель всех финальных игр года получал денежный приз, равный суммам выигрышей победителей всех отборочных туров, а также орден «Золотой IQ». Затем главным призом вновь стал автомобиль, а победитель каждой игры в конце имел право вытянуть из конструкции с 22 брелоками, расположенной в центре студии, один брелок. Иногда под ним скрывался ключ от автомобиля. Если не повезло, то, одержав победу в следующей игре, он мог вытащить уже два брелока, затем три. После седьмой победы выигрыш автомобиля был гарантирован.
В иные годы победитель всех финальных игр года получал денежный приз, равный суммам выигрышей победителей всех отборочных туров
Эта телеигра перешла в разряд классических шоу, на которых выросло уже не одно поколение. Благодаря «Своей игре» мы узнали о таких людях, как Анатолий Вассерман, которого в шутку как-то назвали «компьютером на танке». Сегодня «Своя игра» по популярности и количеству заимствований стоит, пожалуй, в одном ряду с «Что? Где? Когда?» Вопросы этого телешоу собраны в книги, коих вышел уже не один десяток. И, судя по всему, завидовать легкости, с которой эрудированные участники дают ответы даже на самые сложные вопросы, мы будем еще очень и очень долго.