Обман телезрителей: семь причин, по которым фильм или шоу могут снять с телеэфира
Внезапное снятие с эфира «Первого канала» фильма «Планета обезьян» в минувшее воскресенье (28 августа в 22:00) и его замена на сериал «Нюхач» породили множество слухов и домыслов, в том числе в комментариях пользователей на портале Tricolor TV Magazine. Редакция портала выяснила, почему в принципе иногда случается такой форс-мажор.
НИЗКИЕ РЕЙТИНГИ
Самая популярная причина исчезновения из программной сетки уже анонсированного фильма или телесериала – низкие рейтинги трансляции. Главный источник доходов большинства телеканалов – рекламные сборы. Однако рекламодатели внимательно следят за показателями, и если слот не набирает нужной аудитории, по договору это может обернуться для канала штрафными санкциями. Телеканалу проще оперативно заменить программу, нежели терять деньги. Именно по этой причине, например, в феврале 2016 г. из эфирной сетки «Первого канала» внезапно исчез сериал «Метод Фрейда – 2». Приблизительно в то же время телеканал СТС отказался от показа второго сезона сериала «Выжить после». Это абсолютно нормальная практика на рынке. В капиталистической Америке сериал могут вообще оборвать на пятой или шестой серии, потому что «не зашло». На место сериала-неудачника всегда найдутся прыткие конкуренты. Есть даже специфический американский термин midseason replacement, означающий сериал или шоу, которое заменяет провальный проект. Самый известный пример «замены в середине сезона» – сериал «Касл». Придуманный изначально только для того, чтобы заткнуть образовавшуюся на канале ABC рейтинговую дырку, писатель-детектив неожиданно превратился в популярное телешоу, с успехом отстрелявшее 8 сезонов.
СЛОЖНОСТИ С АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ
Другая распространенная причина программных сбоев – формальные юридические нарушения. Дело в том, что телеправа на показ фильма бывают разного типа, есть различные «окна» и условия, по времени или по аудитории. Все это строго фиксируется договором с правообладателем. И если отдел закупок контента где-то накосячит с этими условиями, правообладатель может потребовать у канала снять фильм с эфира. По-видимому, именно эта причина сработала в минувшее воскресенье с «Планетой обезьян». Подобные истории на российском телевидении с фильмами зарубежного производства нечасто, но случаются. Так, на том же «Первом канале» в начале этого года не в назначенный день, а позже на две недели показали фильм «Звездная карта». А старшему поколению хорошо памятен эпикфейл 1991 года, когда вместо долгожданных «Звездных войн» все дети Советского Союза увидели дурацкий фильм «Супердевочка». Джордж Лукас и компания обвинили тогда советских телевизионщиков в пиратстве. При том бардаке и «переходе к рыночной экономике», который творился 25 лет назад в СССР, история более чем логична, хотя и, понятное дело, некрасива.
ОБЪЯВЛЕН НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРАУР
Развлекательные фильмы и мероприятия традиционно изымаются из эфира федеральных каналов, если в стране случилось что-нибудь очень плохое и трагическое. Так, например, после терактов 22 марта 2016 года в Брюсселе был отменен запланированный на 29 марта товарищеский футбольный матч Бельгия – Португалия. Из-за этого начала «сыпаться» сетка спортивных каналов, а следом и рейтинги. Более того, в соответствии с указом главы правительства в день национального траура обычно запрещают показ рекламы. Для циничных рекламщиков это удар не по сердцу, а по кошельку: потерянные на рекламе деньги никто не возвратит. Поэтому опытные телевизионные менеджеры договариваются на такой случай со страховыми агентствами и всегда вносят соответствующий пункт в договор с рекламодателями.
ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ
В некоторых случаях фильм или телепередача не транслируется на канале из-за низкого технического качества. Например, нетрудно заметить, что у многих телеканалов, вещающих в SD- и в HD-разрешениях, разная программная сетка. Фильм в SD-формате всегда дешевле версии фильма в HD. Кроме того, есть контент, который снимался еще в доцифровую эпоху, например кадры архивной кинохроники или старые советские фильмы. Чтобы привести фильм в соответствие с современными цифровыми форматами, его нужно долго и тщательно оцифровывать и ремастировать на профессиональной студии. Это достаточно дорогое удовольствие, которое может позволить себе только топовый канал, и ремастируют в первую очередь самые кассовые фильмы, например комедии Гайдая, а остальное уже – насколько хватит бюджета. Поэтому из 20 обязательных федеральных телеканалов в HD на сегодняшний день вещают только четыре: «Первый канал», «Россия 1», НТВ и «Матч ТВ». У остальных попросту нет денег на техническое переоснащение.
ПО РЕДАКЦИОННЫМ СООБРАЖЕНИЯМ
Даже широко разрекламированный самим каналом материал может не выйти в эфир, если он не соответствует редакционной политике. Например, редактор может заблокировать телесюжет, если посчитает, что в нем слишком много крови и чернухи. Многие телеканалы, как российские, так и зарубежные, сознательно не показывают, например, видеообращения террористов, чтобы не делать им лишней рекламы. То же касается фильмов. Фильм, который может спровоцировать негативную реакцию какого-то национального меньшинства или социальной группы, могут снять с эфира в последний момент просто решением главного редактора, и его тоже можно понять: человек решил не рисковать.
ПОД ДАВЛЕНИЕМ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
5 ноября 1997 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный синод Русской православной церкви официально выступили против показа в эфире телеканала НТВ фильма «Последнее искушение Христа», так как, по мнению Русской церкви, показ фильма «нарушает нормы российского законодательства и общественной нравственности». Скандальный фильм Мартина Скорсезе, представляющий собой вольную интерпретацию евангельских событий, РПЦ посчитала оскорблением чувств верующих. НТВ набрался храбрости и фильм все-таки показал. Громом и молнией тогдашнее руководство НТВ не поразило, разве что некоторые усматривают небесную кару в последовавшем через несколько лет аресте медиамагната Гусинского и переходе НТВ под контроль «Газпром-Медиа». Но это, как говорится, научно не доказано...
ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ МОТИВАМ
Последняя и на самом деле самая редкая причина – политическая. Любой телеканал – прежде всего коммерческая организация, которую волнуют, прежде всего, рейтинги и доходы от рекламы, а уже потом – политика. Примеров, когда государство агрессивно вмешивается в программную сетку телеканала, на самом деле раз-два и обчелся. Так, в 2011 году из эфира «Первого канала» и НТВ пропали две рейтинговые телепередачи с участием балерины Анастасии Волочковой, незадолго до того вышедшей из партии «Единая Россия». Пресс-службы каналов изящно объяснили снятие с эфира «несоответствием этическим требованиям». Сама Волочкова в не очень цензурной форме в эфире «Радио Свобода» обвинила в снятии с эфира единороссов и лично тогдашнего первого заместителя главы администрации президента Владислава Суркова. Однако, учитывая взбалмошный характер балерины, следует предположить, что она хотела просто попиариться. Российскому телезрителю давно хорошо известно: если по телевизору показывают балет – это не к добру...