Родион Барышев: «На паркете надо не танцевать, а разговаривать танцем»
Кому, как не Родиону Барышеву, знать тонкости конкурсов и шоу: он призер международных турниров и многократный чемпион Москвы по спортивным бальным танцам. Свой профессионализм хореограф-постановщик «Танцев со звездами» Барышев демонстрировал троекратно: в сезонах 2012, 2013 и 2016. Его постановкам не занимать оригинальности.
Родион Барышев принимает участие в шоу «Танцы со звездами» в третий раз
Что вас привлекает в проекте, в который вас приглашают уже третий раз?
Для меня главный критерий – масштаб работы с артистами разного жанра. Мне нравится работать с драматическими артистами, которые несут в себе ядро творческой энергии. И несмотря на то что не у всех получается хорошо танцевать, но у всех получается придумывать творческие интересные номера. Я иду в проект за тем, чтобы развиваться как художник.
Есть номера просто красивые, а есть – маленькое произведение искусства. Хочется делать маленькие произведения искусства. Если получается делать из 10 номеров один – это уже хорошо, за этим идешь.
В этом году какие номера вы оцениваете как произведение искусства?
Почти все номера Саши Петрова с Анастасией – это маленькие драматические спектакли, несмотря на то что жюри их постоянно ругает. У Саши, правда, достаточно тяжело идет танец. Но с точки зрения номера и истории – они одни из самых интересных участников. В целом я могу всех отметить. Особенно Диму Миллера, который не только артист, но и очень хороший танцор, который заметно развивается. Я надеюсь, что эта пара будет в финале.
Перечислите суперномера сезонов 2013/2014?
В 2014 году почти все номера Виталия Гогунского с Екатериной Осиповой – и квикстеп, и джайв. Они были одними из моих фаворитов. А в 2013 году Наташа Ионова, Глюкоза проделала большую работу. И вообще в том сезоне выдался идеальный состав, который фактически жил проектом. Марат Башаров всегда чем-то удивлял. Ангелина Вовк, которая умудрилась за два дня проекта впрыгнуть в последний вагон и прекрасно участвовать почти до конца. Телеведущая Марина Ким, которая с мосфильмовской площадки не выходила. Это был по-настоящему замечательный сезон, где выдалась дружба в коллективе, в производстве передачи.
Дмитрий Миллер и Екатерина Осипова – одни из фаворитов нынешнего сезона
Мы же понимаем, что не могут все артисты нравиться вам, а вы – им. Как вы преодолеваете психологический барьер?
Когда профессиональный танцор начинает работать с непрофессиональным танцором, он потихонечку включается в конкурсную борьбу. А здесь все-таки не конкурс, а шоу. Он начинает думать: как он выглядит, какую музыку ему дали, какой костюм, какую драматургию. И когда все эти четыре пункта начинаешь обосновывать, то на это уходит много сил. Конечно, не все такие танцоры, но многие. Кто-то боится пробовать драматические элементы, предпочитая просто красиво станцевать, чем выпендриваться, как артист. С артистами другая проблема: он сегодня приходит с одной идеей, завтра с другой, послезавтра с третьей. Это все надо согласовать с продакшеном, что вызывает дополнительные сложности. И у артистов часто меняется настроение, так что надо постоянно подстраиваться.
Ясно, что у артистов бывают эмоциональные спады и их нужно подбадривать. Как вы это делаете? У вас есть педагогические хитрости?
Я только на этих хитростях и работаю (улыбается). Я всегда считал и считаю, что не бывает плохого танцора, а бывает плохой преподаватель. Поэтому все ребята, которые со мной занимаются, априори умеют танцевать. Я стараюсь не учить танцевать, а учить высказываться. Почему у меня складывается с драматическими артистами, потому что я не учу шагам. Я учу технике не сразу, а когда они втянутся в процесс. Сначала нужно научить делать маленькое сочинение на тему номера. Когда человек понимает, что он своими руками делает собственное сочинение, дальше с ним можно отлаживать технику. Вот моя основная хитрость.
Вы можете себе позволить болеть за кого-либо из конкурсантов?
Я со всеми работаю профессионально, но есть люди, которые близки мне по духу, которые разговаривают со мной на одном языке. Естественно, что с ними мне легко работать. А есть люди, у которых другое направление, так что я просто с ними работаю, без внутреннего погружения.
Что вас вдохновляет?
Для меня самое главное – люди. Меня иногда спрашивают: «Зачем ходишь на работу и тратишь столько времени?» Я по-другому работать не могу.
Александр Петров и Анастасия Антелава каждый танец исполняют как небольшой драматический спектакль
Как выстраивается процесс коммуникации с жюри?
С некоторыми членами жюри я общаюсь после программы, получая обратную связь. Они делятся своими профессиональными инструментариями и как зрители – впечатлениями. Есть вещи, с которыми я иногда не согласен. Обычно это касается социальных танцев. Бывали моменты, когда жюри считало, что это скорее не танец чарльстон, а буги-вуги. Хотя у ребят было большинство движений чарльстона, как я и ставил. Вот в этих моментах мы, бывает, не стыкуемся.
Иногда мы не стыкуемся с тем, что некоторые члены жюри считают приоритетными танец, а уже потом – шоу, драматургию.
Что вам подарили три сезона «Танцев со звездами» в человеческом и профессиональном смыслах?
Хороший вопрос. Мне кажется, отработав такое большое количество времени на проекте, я начал понимать, как строится в целом производство телепередачи. Каков режиссерский взгляд на номер, операторский, жюри, взгляд художника по костюмам на номер, художника по свету. Так что за три года я стал понимать, как работают все эти пять цехов. Когда я ставлю номер, то делаю его уже с учетом пожеланий жюри, режиссера, костюмера и т.д., а не просто делаю свою работу и все. Это есть масштаб и кругозор.
Участники проекта «Танцы со звездами»
Расскажите о самой забавной истории, которая приключилась на съемках нынешнего сезона «Танцев со звездами».
Мы с Сашей Петровым ставили номер про Высоцкого. В начальной мизансцене он выходил из глубины сцены и шел к столу, за которым сидела его партнерша с незнакомым человеком. Он брал бутылку и разбивал ее о голову незнакомца. И вот начинается номер, дается свет, он подходит, берет бутылку, и она у него в руках разбивается. И Саша кричит на весь павильон: «Ро-ди-о-он!» Я бегу в гримерку за запасной бутылкой, и второй дубль делаем удачно.
А какие танцы предпочитаете вы?
По первому образованию я хореограф-балетмейстер, а сейчас учусь на режиссера-постановщика драматических спектаклей. Поэтому мне нравится любой танец, в котором есть зерно, приковывающее внимание зрителей. Мы делали с Сашей Петровым танго – историю пленницы и человека с канистрой. Кому-то понравилось, кому-то нет, но было понятно всем, что мы хотели сказать.
Мне нравится танец, как маленький спектакль. Когда мы понимаем, о чем танец, а не просто румба, самба, джайв. Такое маленькое высказывание, которое поймет самый обычный человек. Мы задаем вопрос: «С чего начинается танец?» С импульса, с настроения, в унисон которым люди начинают делать шаги и все остальное. Когда я вижу, как на паркете люди разговаривают танцем, а не танцуют, для меня самая большая радость.