Пора отвлечься от всякой суеты и гламурных телепередач, чтобы сосредоточиться на главном – выживании! Но нас ждут в приложении «Триколор Кино и ТВ» не заурядные советы лесника или охотника – такого, как «Уроки выживания», вы вообще никогда и нигде не видели. Супергерой этого шоу Самсон Береза – специалист по вопросам самоспасения в любой точке планеты и в каком угодно окружении. TV Mag выловил Самсона где-то между тайгой и тундрой, а потом вежливо расспросил о том, как ловить адреналин среди сосен, что делать при встрече со снежным человеком и чем олень поможет при минусовой температуре.
У вас редкие имя и фамилия – Самсон Береза. Вы изучали их происхождение?
Ну как… Не то чтобы изучал, но бабка, конечно, в детстве все мне рассказывала. Значится, почему Береза. Потому что мою прабабку, как говорили в деревне, дед загонял березовым поленом. И все, что на память о ней осталось, – это моя бабушка, поэтому меня в честь полешка окрестили Березой. А Самсоном непосредственно звали самого главного в деревне быка-осеменителя. Такой он был: яблоки рыжие жирные, но два. Одно на холке, другое – под правым копытом. Осеменял всех – кур, телят, ягнят, девок дворовых. Вот так и получилось, что я – Самсон Береза.
Что заставило вас помогать людям выживать?
Я с детства мечтал о том, чтобы обществу какую-то пользу приносить, потому что рос в таких условиях – ну, грубо говоря, непростых. С матерью мы виделись редко, она у меня была вахтовичка, всегда выезжала на эти рудники. Всегда смотрел на отца-алкоголика – конечно, сердце болело, ведь в деревне мужики впахивают. Посевная, уборочная – у всех день как день, а мой отец – такой парень «гуляй-рубаха». Идет бабушка, несет воду в коромысле – конечно, подбежишь, ведерки схватишь по-молодецки. Поэтому мне еще с детства это запало, начала появляться эта жилка помощи – потихонечку, помаленечку. А потом, уже когда ремесло освоил, зашел в эти интернеты и посмотрел, что молодежь, конечно, дурь полную снимает. Никто ничего не соображает, все строят из себя специалистов – ну, думаю, надо спасать. Ведь в лес пойдут – заблудятся, отравятся, обделаются. Поэтому решил взвалить на себя такую ношу.
В вашей «Школе выживания» вы рассказываете в том числе о том, как получить заряд адреналина в лесу. И как?
Ну, значится, способов несколько. Если мы идем в лес, главный источник адреналина – это, конечно, человеческий страх. Чтобы энергия не кончалась, я советую хорошенько заблудиться – лучше спьяну. Просыпаешься – сушит, везде муравьи из тебя лезут, ты голову поднимаешь, а там опушка и больше нема. Вот тут, я вам скажу, адреналин просто бьет в голову: глаза по пять рублей, бежишь, как дикий хряк, ревешь. Коры березовой наешься, водицы из озерца бахнешь и еще километров 30, простите, с голой задницей до самого дома точно добежишь. Есть еще некоторые экспериментальные способы добычи заряда бодрости. Если оказавшийся в лесу человек в себе уверен, в крайних случаях можно подраться с барсуком. Я пробовал раза два – оба проиграл. От этого у меня остались четыре шрама на лопатке и один – между пальцами ног. Никому не советую. Но самый простой дедовский метод – это, конечно, магарычнуть в лесу. У кого-то в деревне, может, кто-нибудь гонит в сарае какие-то компоты – с литром такого правильного ячменного компота дня три в лесу можно очень бодро существовать и себя чувствовать. И не нужно строить ни укрытий, ни шалашей: магарычнул – иди. Я всегда на медведя только так ходил.
Что советуете делать тем, кто столкнется в лесу с чем-то необъяснимым: снежный человек, говорящий медведь, передвижная сосна?
Во-первых, советую не пугаться. Многие принимают это за галлюцинации или побочные действия дедушкиного компота. А я так скажу: снежный человек есть. Я его видел, я его нюхал… Ну это уже неважно. Во-вторых, советую обязательно установить связь, потому что каждый, кто видел в лесу такое существо невиданное, – он, конечно, может себя считать избранным. Это призвание и знак свыше, что лес – твой дом. Конкретно у меня было так, когда четвертый раз в жизни заблудился в лесу. Первые три раза меня отвозил отчим, а потом я уже сам пошел, потому что потянуло. Проживешь в лесу месяц-другой и потом уже видишь сосенки знакомые, и барсук… собака. Когда в четвертый раз там оказался, встретил его – стоит. Ну, думаю, компот дедов выбрасываем, больше к фляге не прикасаемся. Прошло два дня, и мы вроде как-то разговариваем – о жизни, о том о сем. Снежные люди – ребята очень хорошие. Если бы еще блохи по ним не бегали и мылись они почаще, можно было бы рядом сидеть и разговаривать, а не кричать через 20 метров, чтобы глаза не резало. Как я вышел, понял, что мое призвание – охранять лес и всех с ним знакомить.
Как не остаться в лесу без пропитания? Научите ловить рыбу голыми зубами?
Я советую, конечно, неподготовленным в лес не ходить. Попробуйте базовые упражнения поделать дома или прямо в магазине. Запустили ту же рыбку в аквариум, ручки за спиной связали – и восемь-десять подходов три раза в день. Через две-три недели доработаете навыки до автоматизма, реакция сильно повышается. Ну и, конечно, голодание. Профессионально я как-то раз голодал, наверное, часа три. И сразу прозрел: открывается охотничья чакра, начинаешь лучше видеть и слышать, нос очень ярко реагирует на запахи, чувствуешь себя максимально уверенно, как сконцентрированный боец. Если в себя не верить, то зверь к тебе не пойдет никогда. А если чувствуешь себя королем зверей, то их даже не надо ловить. Захожу в озеро по пояс, обычно голый, и рыба подплывает. Я ее вижу, а она не шелохнется, она знает: Самсон пришел есть. По эволюционной лестнице я выше, умнее, сильнее. И зверь это чувствует, боится… ну только разве что барсук, собака, не чувствует.
У вас большой опыт выживания в вечной мерзлоте. Как согреться, если поблизости нет ни укрытия, ни друзей?
Конечно, тут мы дедушкин компот сразу отметаем, потому что в условиях низких температур и широких северных широт он уходит в первые 15-20 минут. Есть проверенный совет, наработанный годами. Берем ягель, которым питаются олени, и делаем из него небольшой костюмчик, можно веточками и прутиками его укрепить. Где-то дней шесть-восемь ходим по холодной тундре и сбиваем с себя запах человека. Потом ложимся, прикидываемся мхом и еще суток 14 ждем, когда молодой несмышленый олень забредет поесть ягеля. Как только подойдет, хватаем его за рога и одним движением делаем захват-прием, после которого олень больше не дышит. После этого стандартная картина: вспарываем оленя и залезаем внутрь. Дальше либо ходим прямо в олене, либо можно просто в нем переночевать. Я ведь был консультантом на фильме «Выживший» с ДиКаприо. Ну я хочу сказать, что там многое переврали. Сколько он там от медведя бегал? Я могу сказать на своем опыте: медведь кладется одним хорошим ударом в ухо – любой, хоть гризли, хоть белый. Нашему бурому мишке короночку в ухо – и все, он твой, ты его покорил. Так что «Выживший» – это просто история про слабого человека. Конечно, он в подметки не годится тем ребятам, с которыми я в тундре выживал по нескольку лет – 600-700 в среднем.
Вы где только не были – и в жарких странах, и в холодных местах. Какие люди вам попадались во время ваших путешествий? Отчаянные, потерянные, рисковые?
Я даже не знаю, с чем это связано – может, потому, что я сплю в оленях, или из-за того, что я путешествую в чем мать родила. Но особенно в северных широтах мне попадаются люди бегущие, причем принципиально от меня. Не могу понять, с чем это связано. Какой-то у людей в этих регионах менталитет: они либо бегут, либо кричат. Но есть и третий тип, который не люблю больше всех, – стреляющие. Палить начинают во все стороны. Я вот этого вообще не понимаю. У нас вот один раз пристрелили мужика за деревней – и то специально. Но такого, чтобы палили по незнакомым людям, вообще не бывает. Чаще всего сталкиваюсь именно с агрессией, которую от животного никогда не увидишь. Но тут мы не берем барсука в расчет – он, конечно, крыса, с ним лучше не связываться. Но у людей стандартная реакция: бег, крик и иногда стрельба. И тут уже я обычно обращаюсь в бег, потому что я человек неконфликтный.
Это в северных широтах, а в южных что-то иначе?
Ну я сильно глубоко на юг, чтоб прямо до полюса, не забирался. Но я, если честно, не очень люблю путешествия по южным широтам. Во-первых, плохо переношу жару. Во-вторых, там в принципе тяжелее выживать, и потому люди в этих местах встречаются какие-то черствые. Они вечно заморочены на тему «найти воды» и вот это все прочее. У них примитивное выживание, не то что у нас, поэтому я стараюсь к ним не соваться. Приезжаешь в ту же Африку, там есть эти племена, но что они могут? Продал женщину, купил автомат Калашникова, взял восемь патронов в рассрочку, четыре раза сфоткался с туристом – и все, король своей саванны. Вот чем они занимаются? Бьют палками по голове крокодилов, которые выползают погреться на солнышке. Они не охотники, это все по-зе-ры! Мало то что они от природы необщительные, так еще и не понимают ничего – ни на какие профессиональные темы с ними не поговоришь. Вот в тундре: оленевод охотника поймал, с ним посидел, выпил, потолковал. Ты ему какие-то секреты выдал, он тебе что-то интересное из жизни рассказал. А у этих какие секреты? Работают ведь как музей под открытым небом. Туристов на джипе в сафари привезли, титьки показали, углем нарисовали себе пенис на лбу – и все, заработали свои 16 центов и купили еще два патрона, чтобы потом стрелять в коз и бить крокодилов. Я считаю, что это, конечно, несерьезно.
На что будет способен тот, кто посмотрит ваши «Уроки выживания»?
Я считаю, что тот, кто посмотрит от начала и до конца мое шоу, обретет непобедимую силу духа. И конечно, он сможет с природой разговаривать на «ты». А природа – это мать всего живого. Так что он, получается, будет кто? Отчим всего живого.
Не пропустите премьерный выпуск программы «Уроки выживания Самсона Березы» 26 сентября в «Большом эфире» в приложении «Триколор Кино и ТВ», которое можно бесплатно скачать в Google Play, App Store и Huawei AppGallery и установить без регистрации