Екатерина Ковалева, креативный директор телеканала «Пятница!»: как создаются успешные шоу на ТВ
Общероссийский федеральный телеканал «Пятница!» всегда отличался своими проектами. Существуя с 2013 года, он прочно занял свою нишу, выдавая все более и более успешные шоу и сериалы, а также развиваясь в диджитал-сфере. Создатели рейтинговых шоу канала «Пятница!» редко комментируют свои творения. Однако Екатерина Ковалева, креативный директор телеканала «Пятница!», ответив на несколько вопросов Tricolor TV Magazine, приоткрыла завесу тайной кухни взрывающих сознание проектов.

Екатерина Ковалева стала креативным директором канала «Пятница!» в 2017 году
На презентациях телеканала вы говорили, что руководство канала «Пятница!» называет его маленькой девчонкой, которая любит нарушать всякие правила. А кто ваша аудитория, какая она?
Люди от 14 до 44 лет. Больше женщин, соотношение с мужчинами примерно 70 на 30. Ядро нашей аудитории – это люди от 25 до 35 лет, молодые, состоявшиеся, платежеспособные, уверенные в себе, которые любят путешествовать и четко понимают, чего они хотят от этой жизни и как это получить. Явным примером для них является наш флагманский проект «Орел и решка», руководство по эксплуатации. А в программе «На ножах» есть своя инструкция, как вести свой бизнес, управлять рестораном.
Наши зрители – активные молодые люди и девушки, среднестатистические жители страны, которые могут себе позволить и отдыхать, и работать, и круто проводить время. Они очень сострадательные. Это показывает и проект «Пацанки». Я сужу по обилию комментариев. И нам нравится, что у нас зритель с эмоциями. У нас и слоган: «Попробуй мир на вкус!» – ведь все в этом мире можно образно попробовать на вкус, эмоцию.
Вы обращаете внимание на обратную связь с телезрителями?
Конечно! У нас очень много отзывов. Наш канал с двусторонней связью, и мы прислушиваемся к своим зрителям. Многие люди пишут благодарности за то, что, например, после «На ножах» они поняли, как надо вести дело. Это люди, которые не боятся критики, не боятся действовать, для «Пятницы!» это очень важно. К тому же критерием при выборе программ для канала является то, что контент ориентирован скорее на семейных зрителей. То есть, когда работает «Пятница!», родители могут спокойно не уводить детей от экрана. Это очень важно, потому что никаких сцен насилия и чего-то еще, что ребенка бы расстроило, обидело, у нас нет. Я сама всегда думаю, разрешу ли я своему ребенку смотреть этот контент. И я понимаю, что разрешу.
Расскажите о своих социальных проектах. Как возникла идея создания таких программ, как «Пацанки», «Хулиганы», «Зов крови»? Среди развлекательного контента «Пятницы!» они очень выделяются.
Канал растет, развивается. Мы четко понимали, что быть просто travel-каналом очень круто и интересно, нас будут смотреть. Но мы где-то судили, наверное, по себе, и наш директор, Николай Картозия, говорит всегда, что, во-первых, нельзя делать телевидение с холодным сердцем, а во-вторых, мы пираты, то есть всегда готовы прийти на новую территорию и забрать ее себе. Вопрос только в том, что это надо делать правильно и грамотно. Так что все наши социальные проекты – «Пацанки», «Секретный миллионер», «Зов крови» – были обусловлены какой-то своевременностью.

Презентация канала «Пятница!» в Санкт-Петербурге
В какой-то момент мы поняли, что те дети, которые смотрят «Орла и решку», не всегда дети, это люди постарше. Мы начали изучать интересы молодежи и поняли, что есть большая часть ребят, у которых очень неблагополучная жизнь. Так мы сделали наших «Пацанок», адаптировав известный мировой формат, которому уже около 20 лет. Нас часто сравнивали с украинскими «Пацанками», но тут надо понимать: театральная постановка может адаптироваться в разных театрах по-разному, наши «Пацанки» – это чисто русское. Ну и наши девочки действительно более красивые, более сострадательные, чем британские или украинские. Хочу также отметить, что наши девочки из первых двух сезонов не вернулись в старую жизнь, ни одна. И это прямо огромная победа, потому что если среди миллиона людей ты можешь спасти хотя бы одну душу, то можно считать, что твоя миссия выполнена.
Вы отслеживаете их судьбу?
Конечно, они добавляются в Instagram, мы общаемся. Приоткрою небольшую тайну: некоторые девочки из второго сезона будут сниматься у нас в новом проекте.
Я сопродюсер «Пацанок», постоянно мониторю съемки, выезжаю к ним на площадку, мы с Николаем Картозией буквально неделю назад утвердили финальный кастинг на третий сезон. Когда мы этих девочек смотрим, естественно, начинаем уже жить с ними и вариться в этой истории. За время проекта мы к ним привыкаем, помогаем им настолько, насколько это возможно. Конечно, сказок не бывает, мы не всемогущи, можем где-то советом помочь. Юле, например, в первом сезоне, помогли колено вылечить.
Многие видят в «Пацанках» и других проектах какую-то наигранность.
Всегда очень расстраивает, когда кто-то говорит, что в проекте «Пацанки» актрисы. Я понимаю это: просто такое на экране настолько больно видеть, что народу проще поверить в то, что это все постановка. У нас нет ни одного подставного человека!
Мы берем героинь, которые хотят вырваться из своей среды, потому что человек меняется только по собственному желанию, мы не можем заставить кого-то только потому, что эта девочка кажется нам симпатичной и достойной победы. Колхоз –дело добровольное. Если ты не хочешь меняться – пожалуйста, не занимай место той девочки, которая хочет меняться. И каждая героиня, которая на каком-то этапе вылетела, просто в какой-то момент сдалась, ей стало в тягость и неинтересно.

Екатерина Ковалева в форме ученицы школы леди
Расскажите подробнее, как снимается проект?
У нас есть определенный сценарный план, то есть ситуация, в которую мы погружаем героев. Это и есть суть реалити. И как поведут себя герои, мы не знаем, у нас не прописаны ни реакции, ни вариации, кто у нас победит. Мы сами не знаем до конца исхода. Мы можем лишь психологически, теоретически представлять, кто победит, но реально этого никто не знает, и у девчонок действительно есть шанс стать лучше, выиграть деньги и идти дальше.
Появление «Секретного миллионера» возникло тогда, когда «зашли» «Пацанки» и мы поняли, что эта ниша для «Пятницы!» может быть вполне успешной. Именно в том виде, в каком делает ее «Пятница!». Это рейтинговые социальные проекты. Мы помогаем людям, очень качественно миксуем драму и смех, ведь психиатры говорят, что лечит всегда веселье, улыбки и позитив. Вот и мы стараемся. В «Секретном миллионере» у нас была задача найти интересных, харизматичных людей, которым тоже хочется в этом поучаствовать. У нас много переговоров ведется с состоятельными ребятами, и мы очень тщательно работаем с ними. Как только мы понимаем, что человек пропиариться хочет больше, чем что-то сделать, мы не работаем с ним в этом проекте.
С участниками «Секретного миллионера» заключаются какие-то контракты?
Мы говорим, к чему должны прийти, обговариваем, какую сумму приблизительно он может потратить. И дальше это решение уже самого миллионера, сколько он отдает денег и кому он их отдает. Мы может только подсказать, куда можно направить деньги, потому что люди очень часто теряют здравый смысл при сильных эмоциональных потрясениях. Они все очень переживают, часто впадают в ступор и шок.
С проектом «Наследники», где у нас снимается молодое поколение богатых людей, была та же история: мы очень сомневались, насколько они смогут прочувствовать эти ситуации, в которые мы их погрузим. Если в «Секретном миллионере» героями становятся люди, которые сами всего добились, выросли в обычных семьях, часто бедных, и они помнят, как это было, когда у тебя нет денег, ты живешь в маленьком городе, а впереди долгий путь становления, то вот с их детьми по-другому. Тут уже можно играть на эмоциях, ведь дети богатых родителей не понимают, не знают бедности, для них это чужой страшный мир.
Однажды у меня, как у продюсера, был вопрос к морально-этическим принципам одного героя. Но кто я такая, чтобы осуждать других людей, это на совести каждого человека. В 99 % случаев герои «Наследников» настолько тонко переживают и чувствуют, что это выглядит еще сильнее, чем даже в «Секретном миллионере».

Проект «Зов крови» вышел на канале «Пятница!» осенью 2018 года
А как появился «Зов крови», где вы помогаете детям искать родителей?
Тут мы все-таки решили продолжить наш опыт «Пацанок». Это произошло тогда, когда мы поняли и прочувствовали, что основные проблемы у девочек связаны с проблемами в семье, ведь у нас половина девчонок на кастинги «Пацанок» приходила из детдома. «Зов крови» появился, когда мы поняли, что это огромная проблема всей страны – много слез, трагедий. Очень надеемся, что этот проект не превратится в такой депрессивный кусок на «Пятнице!». Мы хотим, чтобы у людей, которые это посмотрят, была надежда на будущее. Мы вообще все делаем через надежду на будущее. Сами так живем, пропускаем это через себя. Может, потому и получается – и мы делаем честный контент. Мы не заигрываем со зрителем, мы говорим то, что мы думаем. Может, нас не очень кто-то за это любит, но зрители разделяют наши идеалы.
И все же есть и провокации, и скандалы… Каков противовес между скандальностью, которая есть на «Пятнице!» и вокруг канала, и социальной тематикой? Не стоит морального выбора?
Если представить в виде арки, то в точке «А» у нас провокация, но в точке «Б» обязательно есть решение этого вопроса. Так сложен человек – он реагирует эмоционально на пики, хорошие или плохие. И его нужно поставить в эту ситуацию, чтобы он просто обратил внимание на эту проблему. Постоянно пребывая в счастье, человек потом перестает это счастье осознавать. А когда ты ставишь человека в пик какой-то драматичной истории, то это, конечно, поле провокаций, не спорю, но это не те ситуации, после которых люди потом вскрывают вены. Мы не играем настолько на грани, чтобы довести человека до состояния ужаса. На каждом проекте у нас работают психологи, мы четко понимаем, где и что можем сделать, и, как правило, герои раскрываются в этот момент. И зрители в эту же минуту раскрывают в себе новые чувства. Через такой коллапс герои наших проектов позволяют себе идти дальше, у них открываются двери в будущее.

Николай Картозия и Екатерина Ковалева на церемонии вручения премии ТЭФИ-2018
У нас нет понятия морального выбора: мы не убиваем животных, не пытаем людей, не воруем у них. В эти игры мы не играем. Это о других каналах, которые за счет фраз «Ты не поверишь!» делают себе рейтинг. Мы о честном, о мире, о добре, о семье, о счастье. Просто это все бывает разным. И чтобы прийти к счастью, нужно пройти какие-то этапы. Мы хотим, чтобы даже не участвующие в нашем проекте люди переосмыслили свою жизнь, отношения с родителями, с детьми, чтобы просто счастливых людей стало больше. Потому что мы про любовь.
Екатерина, скажите пару слов о вашем начальнике – как работается с Николаем Картозией?
Во-первых, Коля гениальный. Точка. То есть у гениальных людей все вот так вот происходит. Хорошо, когда у тебя шеф гениальный. Можно спокойно наслаждаться и работать дальше. Во-вторых, у Коли есть крутая команда, не побоюсь этого слова. Наш самый большой кайф в том, что мы понимаем друг друга с полуслова. У нас нет текучки на канале. Наша команда работает достаточно давно, и мы пошагово шли, строили канал. Хорошо, что все на своих местах, профессионалы, все работают не спустя рукава, а с горячим сердцем. Мы все очень ценим то, что у нас есть на сегодняшний день. С Николаем Борисовичем, поверьте, непросто работается, но это потому, что с гениальными людьми всегда тяжело. Мы можем ссориться, ругаться, что-то выяснять, кричать, но мы понимаем, что это все от желания сделать лучше.
Каналу «Пятница!» всего пять с половиной лет. Какие планы у канала на ближайшие годы?
Слава богу, у нас успешных проектов пока больше, чем неудачных. Мы вообще очень долго все взвешиваем. В отличие от крупных каналов мы не можем позволить себе права на ошибку. Потому что мы все еще пока маленький канал, хотя очень активно и стабильно растем. Но у нас, к сожалению, как у саперов – права на ошибку нет. Мы стараемся не ошибаться.
«Пятница!» продолжает расти. Мы канал, который зарабатывает огромное количество денег для холдинга, это можно увидеть в годовых отчетах. Мы планируем зарабатывать деньги и наслаждаться нашим контентом. И идти вперед, потому что мы не падаем, хоть это очень непросто. Развиваться мы будем и в реалити, и в сериалах, в социальной тематике. К тому же у Коли есть ряд очень интересных идей, которые, я надеюсь, нам удастся воплотить уже скоро, к началу следующего года. Возможно, у нас будет история, связанная с детьми. Многие каналы сейчас пытаются сыграть на этом поле, но у нас есть козыри. В свое время у нас козырем был Ренат Агзамов, которого я случайно нашла в интернете, а потом мы придумали проект «Кондитер», стартовавший с сумасшедшей долей. Рената начали узнавать даже дети, а это в нашей стране, как известно, показатель популярности. С Ренатом у нас будет тоже новый проект. У нас появятся новые лица канала. Будут и такие вещи, которых от нас никак не ожидают. Но большего сказать не могу. Живите с нами, наслаждайтесь эмоциями, и с каждым новым проектом у вас будет возникать вопрос: «Как же раньше на "Пятнице!" этого не было?»
Фото: instagram.com/ektv.77, Пятница!