Наверх
5294

Ирина Горбулина
Обозреватель TV Mag

Мультиплатформенный оператор Триколор с июня 2022 года пополнился новым детским телеканалом собственного производства «Чижик». Он особенно приглянется тем родителям, кто считает мультфильмы и детское кино, созданные в Советском Союзе, по-прежнему актуальными и обладающими необходимым потенциалом для развития и воспитания детей.

«Чижик» – телеканал, собравший богатую коллекцию детского советского кино и мультфильмов. Это волшебные сказки, приключенческие фильмы и фантастика, любимые серии киножурнала «Ералаш» и, конечно же, работы выдающихся советских мультипликаторов. И все эти трогательные, поучительные истории, на которых выросли целые поколения, можно увидеть на одном телеканале.

В эфир «Чижика» выходят такие знаковые работы, как «Винни Пух», «Снежная королева», «Ну, погоди!», «Тайна третьей планеты», «Ежик в тумане», «Котенок по имени Гав», серии мультфильмов про Простоквашино, бременских музыкантов и возвращение блудного попугая, истории «Чиполлино», «Умка», «Гадкий утенок», «Мойдодыр» и «Муха-Цокотуха», любимые эпизоды «Ералаша», кинокартина «Гостья из будущего» и много-много другого контента.

Кадр из мультипликационного фильма «Ну, погоди!». Режиссер Вячеслав Котеночкин. Студия «Союзмультфильм», 1972. Фото: РИА Новости / РИА Новости

В последнее время все чаще можно услышать, что мультики, которые смотрели дети два-три поколения назад, стали совсем неактуальными, да и визуальная составляющая таких произведений якобы вовсе не подходит для современных детей, которые нынче реагируют на что-то более яркое и динамичное. Однако на такие доводы легко найдутся контраргументы, поскольку к созданию советских сказок, мультфильмов и кино для детей был весьма щепетильный подход, который базировался на знаниях возрастной психологии и педагогики, к слову, совсем не утративших своей актуальности и по сей день.


«Часто родители спрашивают, с какого возраста рекомендуется смотреть мультфильмы и чем они отличаются для разных возрастов. Это зависит от содержания и длительности мультфильма, его визуальных образов, голосового сопровождения, идеи и т. д. Есть мультики, которые рассчитаны на детей раннего возраста, их длительность составляет не более нескольких минут. В них используется в основном музыкальное сопровождение, максимально знакомые и простые слова, яркие персонажи. Для детей более старшего возраста мультфильмы должны приобретать более сложный сюжет, чтобы ребенку становилось интересно наблюдать за развитием событий, взаимоотношений героев. Такие истории уже длятся более десяти минут».

Жбанчикова Ольга Вячеславовна,
педагог-психолог, Rybakov Playschool

Не нужно забывать, что мультфильмы – очень важная составляющая в познании ребенком мира, в усвоении им нравственных, эстетических, культурных, социальных ориентиров, а в первые годы ребенка детский контент – один из самых главных способов влияния на малыша. И в случае с советской анимацией она более продумана и скроена с учетом всех возрастных особенностей и потребностей ребенка.

С самого рождения дети постигают окружающую действительность через подражание. И мультфильм как раз обладает тем действенным инструментом наглядности, который помогает донести до ребенка «что такое хорошо и что такое плохо» через самые важные для малыша органы восприятия – зрение и слух. То есть картинка, которая при этом еще и сопровождается словом и музыкой, – это идеальное сочетание для пособия по познанию ребенком главных ценностей, освоения им социальных ролей и моделей поведения.

Кроме того, в советских мультфильмах и детском кино применяется чистая разговорная речь, а не сленговая. Гораздо лучше, если ребенок обогатит свой словарный запас как можно раньше. Тогда не самые хорошие словечки рано или поздно, конечно, привлекут внимание, но не станут неотъемлемой частью повседневной жизни юного создания.

Кадр из мультипликационного фильма «Винни-Пух и день забот». Режиссеры: Федор Хитрук и Геннадий Сокольский. Студия «Союзмультфильм», 1972. Фото: РИА Новости / РИА Новости

Например, 4-6 лет – это тот возраст, когда ребенок начинает активно социализироваться – то есть общаться со сверстниками, постигать основы взаимоотношений, соотносить эмоции с поступками. Поэтому мультики, в особенности советские, устроены так, чтобы ребенок в доступной и наглядной форме смог усвоить важные социальные и этические нормы. И анимация для такого возраста более насыщенная, контрастная и гротескная: выразительные черты лица, которые могут показать то или иное состояние или эмоцию; цвета, помогающие отличить доброго персонажа от злого. Также важны музыкальное сопровождение и озвучание. К примеру, фразы обязательно произносятся с определенной интонацией – в зависимости от того, какое настроение у персонажа или какое чувство в тот или иной момент испытывает герой. А музыка должна отражать происходящее на экране: движение подчеркивается ритмичной мелодией, тревожность или страх сопровождается нагнетающей музыкой, добрый поступок окрасят приятные ноты в мажоре.

Благодаря таким мультам, как «Котенок по имени Гав», «Умка», «Мойдодыр», «Лягушка-путешественница», «Про бегемота, который боялся прививок», «Дюймовочка», серия «Ох и Ах» и многие-многие другие, дети дошкольного возраста могут при общении со сверстниками и взрослыми распознавать различные эмоции по окраске голоса, жестам и мимике лица и так далее.


«Мультфильмы могут помочь детям рано начать учиться. У маленьких детей еще нет способности прослеживать и запоминать сюжет. Однако мультфильмы могут развивать память за счет ярких ассоциаций (коровка мычит, кушает травку и т. д).

Чем старше ребенок, тем ему интереснее узнавать, как строятся взаимоотношения в мире, какие нормы и ценности поведения существуют. В мультфильмах содержатся различные образы героев, много ситуаций, в которых герои могут себя проявить. Просмотр мультфильмов развивает познавательные навыки ребенка. Это может помочь развить логику и способность рассуждать, визуальную и слуховую обработку, а также устойчивое и избирательное внимание ребенка.

Ближе к школьному возрасту, когда от ребенка требуется находить способы решения определенных задач, оценивать каждое из них и т. д., дети сами начинают анализировать происходящее, обращать внимание на скрытые условия. Поэтому сюжеты мультфильмов интересны с точки зрения нахождения необходимых путей решения задач».

Жбанчикова Ольга Вячеславовна,
педагог-психолог, Rybakov Playschool

Но что принципиально важнее, так это культура смотрения. Во все времена у родителей ежедневно накапливается столько взрослых забот, что на совместное времяпрепровождение с детьми не так часто находится много времени. Еще чаще, и особенно в современных реалиях и в век всяческих гаджетов, ребенок остается один на один с телевизором или планшетом, где без перерыва крутятся один за другим мультики.

Кадр из советского мультипликационного фильма «Маугли». Режиссер Роман Давыдов. Киностудия «Союзмультфильм». Фото: И. Бреннер / РИА Новости


«Родители могут объяснить разницу между мультфильмами и реальностью. Например, только взрослые могут объяснить ребенку, что, хоть и кажется, будто персонаж остается невредимым в результате насилия (когда какой-то персонаж ударил другого или обидел), в реальной жизни это не так. Поэтому важно не обижать других и т. д. Только при совместном просмотре мультфильма получится дать пояснения, обсудить героев, задать ребенку наводящие вопросы (почему персонаж так поступил, кто тебе понравился больше и почему, а почему, на твой взгляд, он поступил плохо, как ты это понял и т. д.)».

Жбанчикова Ольга Вячеславовна,
педагог-психолог, Rybakov Playschool

Примеряя на себя действия и эмоции героев из мультиков, маленькие дети узнают, как устроен мир вокруг них, на примерах поведения персонажей знакомятся с такими эфемерными понятиями, как добро, зло, жадность, щедрость, дружба, храбрость, зависть и прочие, также зачастую при просмотре мультфильмов обогащается речь ребенка. Кроме того, благодаря мультяшным героям, дети лучше усваивают эмоциональные связи, открывая для себя палитру чувств и состояний – таких, как радость, грусть, гнев, удивление, злость, смущение, тревога, печаль и другие.

Кадр из мультипликационного фильма «Чьи в лесу шишки?». Режиссеры: Иван Уфимцев, Михаил Каменецкий. Студия «Союзмультфильм», 1965. Фото: РИА Новости / РИА Новости


«Просмотр мультфильма с детьми позволит следить за тем, что они видят, а также наблюдать за их реакцией на различные события сюжетной линии. Это способ пообщаться с ребенком, узнать его любимого персонажа из мультфильма и посмеяться вместе с ним. Это поможет понять образ мышления ребенка и улучшить отношения с ним».

Жбанчикова Ольга Вячеславовна,
педагог-психолог, Rybakov Playschool

Кстати, контент телеканала «Чижик» размещен по сетке вещания так, что, когда у взрослых найдется немного свободного времени, можно выбрать один или несколько мультиков и посмотреть их вместе с ребенком (это займет всего 5-10 минут). К тому же в телепрограмме напротив каждого из мультфильмов можно найти пометку о возрастном ограничении, а значит, искать информацию о том, может ли ваше чадо смотреть тот или иной мультик или кино, не придется.

Еще на телеканале «Чижик» транслируется достаточно экранизаций произведений детских писателей, поэтому всегда можно вдобавок к чтению на ночь закрепить услышанное видеокартинкой любимой книжки.

Канал «Чижик» входит в пакет «Детский», который занимает центральное место в пространстве детских сервисов «Триколор Детям». Безопасная среда включает в себя все детские продукты оператора: множество контента в рамках основных и дополнительных услуг, детский интерфейс на приемниках, детский пульт, видеоняню, а также программу лояльности, в которой баллы можно тратить на покупки в магазинах-партнерах и оплату подписки или отдельного фильма или сериала. По случаю запуска проекта «Триколор Детям» в четырех городах России оператор организовал праздник летний Новый год.

Устраивайте семейные просмотры «Чижика». Вещание телеканала собственного производства Триколора доступно зрителям как на спутнике, так и через интернет в онлайн-сервисе и приложении «Триколор Кино и ТВ».


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.