От и до: краткая история спецэффектов в кино
Фантазия режиссеров опережала возможности обыкновенной камеры еще в позапрошлом веке. Первым достоверно известным спецэффектом считается сцена казни королевы Марии, снятая Альфредом Кларком, в которой голову рубили манекену. Потом, в 20-е и 30-е годы прошлого века, многое заимствовалось из театральных постановок, где иллюзии также были неотъемлемой частью красочного действия. А дальше началась эра миниатюрных моделей и макетов, с помощью которых возводились целые фантастические города и реконструировались эпохальные сражения. После присуждения премии «Оскар» картине «Из машины» режиссера Алекса Гарленда за лучшие спецэффекты редакция Tricolor TV Magazine решила вспомнить основные вехи развития визуальных эффектов в мировом кинематографе.
«Кинг-Конг» в 2006 году получил «Оскара» за лучшие визуальные эффекты
Спецэффекты бывают визуальные и механические. Первые – это компьютерная графика в чистом виде плюс всевозможные оптические иллюзии. Вторые – обработка уже отснятого материала. Первые спецэффекты были достаточно примитивными. Например, наплыв, который использовался для превращения одного объекта в другой посредством уменьшения или увеличения экспозиции. К числу простейших и старейших приемов, позволяющих добиться того или иного эффекта, относятся также замедленная и ускоренная съемка. Первые чудовища вроде того же Кинг-Конга появились благодаря покадровой съемке, а обратная съемка позволяла сделать многие действия проще и естественнее – например, гораздо легче снять человека, прыгающего вниз, нежели наверх, а затем промотать пленку задом наперед.
Бывает так, что снимают несколько слоев по отдельности – например, дальний фон, ближние декорации, а затем все это проецируется на экран, перед которым уже играют актеры. А для сложных сцен в некоторых частях «Звездных войн» использовалась многократная экспозиция, когда на одну и ту же пленку снимают несколько раз. Это позволяет создавать многослойные изображения, когда, например, нужно больше массовки.
Взрывы никто не снимает в городских декорациях – это было бы слишком опасно. Эффект, который используется в этом случае, предполагает наложение кадров, снятых разными камерами в разных местах. Но при просмотре готовой сцены догадаться об этом невозможно.
Кассовые сборы фильма «Звездные войны: Пробуждение силы» во многом благодаря спецэффектам составили свыше 2 млрд долларов при бюджете в 200 млн долларов
Сегодня многие спецэффекты прошлого века выглядят искусственно и бесхитростно, но в свое время именно они явились вехами мирового кинематографа. Одним из таких фильмов стал «Метрополис» 1927 года, в котором перед зрителем предстает город будущего. Здесь был впервые использован так называемый эффект Шюффтана: с помощью системы зеркал, расставленных под разными углами, удалось создать город будущего, окруженный неземными ландшафтами. На это было потрачено целое состояние; кроме того, «Метрополис» был европейским фильмом, что стало своеобразным вызовом Голливуду. Впрочем, впоследствии эффект Шюффтана начали активно использовать и американцы, и даже в наши дни режиссеры нет-нет да и прибегают к нему – например, именно так были сняты некоторые сцены «Властелина колец».
Настоящим прорывом 60-х стала «Космическая одиссея 2001» Стенли Кубрика. Удивительно, но космические корабли и пейзажи, созданные полвека назад, выглядят вполне реалистично. Здесь применялось много передовых по тем временам спецэффектов, хотя ни о каких компьютерных технологиях еще не было и речи.
Фильм «Инопланетянин» 1982 года стал следующей вехой эры спецэффектов.
Еще больше спецэффектов было в первых «Звездных войнах» 1977 года. Джордж Лукас создал с их помощью поистине фантастический мир. При создании фильма использовались макеты, куклы, а также синие экраны, на которые впоследствии накладывали искусственное изображение – прием, ставший чрезвычайно популярным. Кстати, чтобы макет выглядел на экране достоверно, снимать его надо с повышенной частотой – до 80-100 кадров в секунду. Допустим, Звезда смерти в «Звездных войнах» была чуть более полутора метров в диаметре.
Фильм «Инопланетянин» 1982 года стал следующей вехой эры спецэффектов. Перед создателями фильма стояла задача придумать совершенно непохожего на человека персонажа, который вместе с тем вызывал бы симпатию и сочувствие. В ожившую и сделанную с душой куклу инопланетного гостя зрители просто влюбились. Голова его была механической, а внутри тела прятался актер, и не один, а три разных, сменявших друг друга. Одна только кукла стоила в итоге 1,5 млн долларов. Особенно много усилий пришлось приложить для создания живых и выразительных глаз.
В «Охотниках за привидениями» (1984), как ни странно, ни одного цифрового эффекта нет, несмотря на потусторонние силы и энергетические ловушки в сюжетной линии. Вместо этого авторы использовали анимацию и эффект под названием matte painting, то есть использование в кадре рисованных изображений, которые накладывались на реальные интерьеры и ландшафты. Ну и, конечно, не обошлось без «парящих» на веревках и тросах предметов, пиротехники и направленных в нужную сторону мощных потоков воздуха.
В фильме«Охотники за приведениями» нет ни одного цифрового эффекта
А как не вспомнить «Матрицу» 1999 года – этот фильм, можно сказать, вообще держится на спецэффектах! Чего стоит один только кадр с замедляющимися пулями, когда мы можем рассмотреть их траектории. Не менее сильное впечатление производят и застывающие в движении персонажи, которых можно рассмотреть со всех сторон. Чтобы кадры получились именно такими, какими мы их запомнили, создатели ленты устанавливали несколько десятков камер, которые делали один кадр одновременно или с небольшой задержкой. Затем из получившегося материала составлялась «нарезка». А уж для сцен перестрелок, где использовалась макросъемка, делали не по одному десятку дублей.
Актер Энди Серкис во время съемок «Восстание планеты обезьян»
«Восстание планеты обезьян» – фильм, который невозможно представить без спецэффектов, так как с ними неразрывно связан сам сюжет. Авторам ленты пришлось использовать компьютерную графику по полной программе, уже хотя бы для того, чтобы создать правдоподобных воинственных приматов. Самое сложное – передать мимику, ведь обезьяны должны были быть разумными. В то же время это не просто, если учесть, что их лица покрыты сплошным шерстяным покровом. Для реализации этой задумки использовалась технология motion capture – та же, что и в «Аватаре»: на теле и лице настоящего актера крепятся десятки микродатчиков, которые «схватывают» малейшие движения различных групп мышц.
Сегодня спецэффекты нацелены уже не столько на то, чтобы удивить зрителя, сколько на то, чтобы вызвать у него эмоциональный отклик и заставить сопереживать героям. «Аватар» (2009), в котором с нуля создан потрясающе красивый живой мир планеты Пандора, – один из ярчайших примеров. Другой характерный фильм – «Гравитация» (2013). Его в принципе невозможно было бы снять без спецэффектов, но насколько ярко с их помощью удалось передать одиночество человека, который оказался один на один с безграничным Космосом!
Это далеко не все фильмы, ставшие вехами в становлении спецэффектов. «Парк юрского периода» с реалистичными рептилиями, «День независимости» со сценами разрушения городов, «Властелин колец» и «Жизнь Пи», «Кинг-Конг» и «Трон», с которого в принципе началось использование трехмерной графики в кино. А среди относительно недавних отечественных фильмов, в которых спецэффекты вышли на новый уровень, можно отметить, например, «Ночной дозор».