Эволюция детских игр: со времен СССР до наших дней
Задумывались ли вы о том, как меняются игры с течением времени? А ведь детские развлечения являются отражением происходящего вокруг и подготовкой ко взрослой жизни. Пакет каналов «Детский» от «Триколор ТВ» провел для вас небольшое, но увлекательное исследование игр четырех поколений.
От активного – к спокойному. От командного – к индивидуальному.
Смотрите, какие игры были привнесены каждым новым поколением, в нашем спецпроекте.
Казаки-разбойники – это дворовая игра, смесь салок и пряток, но с разными нюансами (придумыванием паролей, воображаемыми «печатями» и т. д.). Участники делятся на казаков и разбойников. Первые пытаются поймать последних, а последние, соответственно, захватить штаб первых. Побеждает та команда, участники которой проявили больше находчивости и ловкости.
Прятки – старая как мир игра, имеющая десятки вариантов, в целом сводится к тому, что за время, пока водящий стоит с закрытыми глазами, остальные участники игры должны как можно надежнее спрятаться на ограниченной территории.
Море волнуется раз – водящий отворачивается от остальных участников и говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, замри!» В этот момент игроки замирают в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается и осматривает «фигуры». Пошевелившиеся выбывают из игры. Победитель – тот, кто продержался дольше всех.
Лапта – командная игра с мячом и битой на любой площадке, где можно развернуться. Цель игры – послать мяч на максимально дальнее расстояние, а за время полета успеть пересечь всю площадку и вернуться обратно, оставшись не осаленным противниками.
Царь горы – один из играющих забирается на вершину (например, кучи песка или снежной горки) и возвещает оттуда: «Я царь горы!» Задача остальных – штурмовать вершину и сместить самозванца. В шумной и веселой борьбе можно стаскивать друг друга со склона и оттеснять, но нельзя сильно толкать.
Городки – суть игры заключается в том, чтобы бросками палок (бит) выбить из «города» определенное количество фигур, составленных из городков (цилиндрических деревянных столбиков). Главная задача – потратить на выбивание как можно меньше бросков. Победителем становится тот, кто использовал меньше всего попыток.
Горелки – водящий стоит спиной к участникам на некотором отдалении. Участники парами бегут с двух сторон вдоль колонны, горельщик же, не оборачиваясь, пытается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Если первым оказывается водящий, то он встает в паре с тем, до кого дотронулся, а тот, кто остался без пары, занимает его место. Если горельщику удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Салки – они же пятнашки и догонялки. Главный принцип – водящий пытается осалить (запятнать) других игроков касанием руки, а те кидаются врассыпную. Осаленный занимает место водящего.
Краски-раскраски – играющие выбирают продавца и покупателя. Остальные становятся красками, загадывают цвет и тихо сообщают его продавцу. Покупатель интересуется наличием той или иной краски. Если такого цвета нет, прыгает круг на одной ноге. Если цвет есть, называется цена. Покупатель хлопает по ладони продавца указанное количество раз, а краска в это время бежит, после чего покупатель должен поймать ее до того, как она вернется на скамейку. Если получилось, покупателем становится краска.
Холодно-горячо – прячется предмет. Тот, кто его ищет, перемещается по заданной территории, а ведущий направляет его, подсказывая: холодно, очень холодно, теплее, еще теплее, горячо. Чем ближе тайник, тем горячее.
Выше ноги от земли – игра напоминает салки, но, разбегаясь от водящего, остальные должны оторвать ноги от земли (залезть куда-либо, повиснуть, лечь на спину, подняв ноги вверх). Салить их в таком положении нельзя.
Испорченный телефон – выбирается труднопроизносимое слово или словосочетание и передается по цепочке, состоящей из как можно большего количества игроков. Суть игры в искажении исходного содержания, которое иногда может быть очень смешным.
Эрудит – настольная игра, в которой есть поле и маленькие квадратные фишки с буквами. Основная цель – набрать больше очков, чем противник, составляя более длинные и сложные слова из имеющихся фишек.
Морской бой – линуется карта на клетчатой бумаге, внутри произвольно расставляются корабли. Игроки по очереди называют координаты, «ранят» или сразу «топят» суда, если клетка занята. Цель – первым уничтожить весь флот противника.
Резинки – эта детская игра заключается в простых и усложненных прыжках через узкую веревку или резинку, натянутую на различной высоте.
Классики – асфальт расчерчивается на квадраты, играющие прыгают на одной ноге, иногда толкая «биту» в следующий квадрат. Наступать на черточки нельзя. Иногда прыгать приходится вбок, назад, через один-два квадрата, а переступать в квадрате, приноравливаясь к очередному прыжку, запрещено.
Секретики – игровая ритуальная детская практика, заключающаяся в сооружении тайников особой конструкции (нередко прикрытых прозрачным стеклышком, чтобы было видно содержимое). Внутри могут быть бусы, значки, фольга, фантики, картинки и другие милые сердцу безделушки. Преимущественно девичье развлечение, хотя иногда в секретики играют и мальчишки.
Электронные игры – небольшие карманные игровые устройства с черно-белым дисплеем, выпускались в СССР с 1984 года и были объединены в общую серию «Электроника ИМ». Самая первая игра называлась «Ну, погоди!». В дальнейшем увидели свет «Веселые футболисты», «Автослалом», «Хоккей», «Квака-задавака», «Кот-рыболов» и многие, многие другие.
Кубик Рубика – головоломка. Переворачивая подвижные части кубика, необходимо добиться того, чтобы каждая из его сторон стала одноцветной.
Мафия – командная психологическая детективная игра. Организованное меньшинство (мафия) бодрствует ночью, неорганизованное большинство (горожане) – днем. «Преступники» маскируются под обычных граждан и потихоньку сокращают население, а население пытается раскусить их и угадать, кто кем является на самом деле.
Пазлы – логическая игра, развивающая сообразительность: составление простых и сложных картинок из маленьких кусочков. Процесс, завораживающий детей с самого раннего возраста.
Фишки – они же сотки. Круглые плоские пластинки из картона или пластика с двумя сторонами – обратной и лицевой. На лицевой – рисунки разной тематики (спорт, комиксы, кино). Сотка, перевернувшаяся на лицевую сторону, считается выбитой. Для игры используются стопки фишек и бита такого же диаметра, но чуть тяжелее. Выбив несколько фишек, игрок забирает их себе.
Йо-йо – сама игрушка состоит из двух одинаковых по размеру и весу дисков на веревочке. Работает по принципу гироскопа и маятника Максвелла. Суть игры заключается в проделывании с этим простым устройством разнообразных трюков.
Сокс – вместо мяча в этой игре, которую еще называют «футбэг», – набитый носок! Разновидностей ее много, но самая популярная – перекидывание сокса от игрока к игроку без помощи рук. Если снаряд падает на землю или происходит касание рукой, за это полагается заранее оговоренный штраф.
Радуга (пружинка) – сейчас найти эту разноцветную пружинку в продаже не так легко, но какие-то десять-пятнадцать лет назад она была по-настоящему культовым предметом, особенно у девчонок. Радуга не только способствует улучшению моторики – с ней можно проделывать весьма ловкие и необычные трюки.
Тамагочи – электронный питомец (кошечка, собачка, динозаврик), обитает на экране крошечной игрушки. Владелец должен вовремя ухаживать за ним: кормить, лечить, убирать виртуальный «лоток» и, конечно, играть. Если все делается вовремя, животинка радуется и растет, в противном же случае погибает.
Тетрис – одна из самых популярных электронных игр мира была придумана советским программистом в 1985 году. Суть ее в том, чтобы на разной скорости укладывать в монолитную стенку фигуры, состоящие из четырех элементов. Фигуры можно переворачивать. Заполненный ряд исчезает, освобождая место для новых.
Компьютерные игры (фермы, стрелялки, бродилки) – строительство ферм, городов, чудо-островов, аэропортов и других монументальных сооружений сегодня завораживает не только детей, но и взрослых. Впрочем, и классические «стрелялки» и «бродилки» никуда не делись, разве что стали красочнее и реалистичнее.
Игры в смартфонах и планшетах – «танки», «майнкрафт», «коммандо», «энгри бердз», «контр-страйк»… Чтобы узнать, какие игры сегодня популярны, достаточно заглянуть в онлайн-магазин доступных приложений. Здесь есть красочные игры на любой вкус и возраст. Но старые добрые реверси и тетрис по-прежнему имеют преданную армию поклонников, а выход в Сеть позволяет соревноваться с реальным соперником.
Игры в виртуальной реальности и с дополненной реальностью – первой ласточкой стала, конечно же, игра Pokemon Go. Именно она задала тренд всей индустрии, и сегодня есть множество игр с дополненной и виртуальной реальностью. Они доступны в любом смартфоне, ведь в нем уже есть все, что нужно: камера, динамики/наушники, GPS, акселерометр и гироскоп. Остается только погрузиться в увлекательный игровой мир.