Проклятие бессмертных: в российском прокате стартует аниме «Укрась прощальное утро цветами обещания»
Примириться с неминуемым движением жизни каждого человека к закату помогают многие вещи. Например, дети, внуки, понимание того, что твой род продолжается. Или осознание того, что состаришься вместе с любимым человеком. Конечно, религии всех народов мира и надежда на жизнь вечную. Режиссер самого взрослого и самого душещипательного аниме на свете Мария Окада предлагает совершенно иной конфликт: в ее картине бессмертие перестает быть давней мечтой человечества и превращается в настоящее испытание.
По мнению критиков, «Укрась прощальное утро цветами обещания» – очень нестандартное аниме
СОЗДАНИЕ И КОМАНДА
«Позволь украсить утро прощания обещанными цветами» (а именно так дословно переводится с японского название картины) – это режиссерский дебют 42-летней японской сценаристки Марии Окады. Это она работала над «Невиданным цветком», «Затерянной деревней» и лентой «Сердце хочет кричать», и хотя в России ее имя пока не настолько известно вне узких кругов, на родине она стала фигурой культовой и даже написала популярную автобиографию. Критики сошлись во мнении, что она действительно преобразила мир аниме, неудивительно, что многие из них прямо говорили, что хотели бы увидеть фильм стопроцентного авторства Марии. «Прощальное утро» – это первая подобная картина. Личность режиссера, безусловно, очень необычна. Чего стоит один только факт, что долгое время Окада была хикикомори – так называют в Японии субкультуру «добровольных социофобов», которые предпочитают не покидать пределы своего дома. Возможно, этот период подростковой жизни подтолкнул Марию к созданию другого, заповедного, фантазийного мира, герои которого сегодня появляются на экране ее аниме.
СЮЖЕТ
Высоко в горах среди цветочных лугов, заснеженных вершин и прозрачных водопадов живут йольфы – древний народ ткачей. Они сплетают полотно жизни из минут и дней и всегда выглядят молодыми. Люди никогда не бывали здесь, хотя всегда хотели выведать у йольфов секрет вечной жизни. Однажды замок атакуют и пленяют принцессу Лейлу, чтобы выдать ее замуж за принца – с нее должен начаться род бессмертных людей. А служанка Лейлы Макия, отправившись следом, оказывается в дремучем лесу и находит там человеческого младенца, мать которого погибла.
В российский прокат мультфильм «Укрась прощальное утро цветами обещания» выходит в этот четверг, 19 апреля
Она берет малыша себе, несмотря на все запреты. Называет его Ариэлем, искренне любит, играет с ним и работает ради него официанткой в харчевне неподалеку от замка, где грустит ее госпожа. Макия никому не открывает до поры своей тайны, но ее сердце точит печаль. Ариэль растет и проходит все стадии обычной человеческой жизни: сначала отдаляется от приемной матери, когда начинается период подросткового бунтарства, потом обзаводится собственной семьей, переживает драму за драмой, уходит на войну, возвращается, работает до седьмого пота, приходит к матери, которую когда-то оттолкнул… И вот он уже старик, который вот-вот отправится в мир иной, а Макия – все такая же юная девочка.
ОЖИДАНИЯ
«Укрась прощальное утро цветами обещания» – это однозначно тот фильм, который можно рекомендовать к просмотру всем – и подросткам, и взрослым. А еще он в корне изменит ваше представление об аниме как жанре. Картинка очень приятная: мягкие, приглушенные, пастельные тона, нежные лица героев, напоминающие о каких-то родных советских мультфильмах, увиденных еще в детстве. Символичность некоторых спецэффектов приятно удивляет – особенно когда автор иносказательно визуализирует течение времени.
Одна из сквозных идей «Прощального утра» напоминает нам о том, как важно не спешить. В заботах о хлебе насущном, ненужных обидах, сомнениях, домыслах и переживаниях, большая часть которых не имеет никакого смысла, проходит вся наша жизнь. А еще есть война, пьянство, гордыня, неумение вовремя попросить прощения… А потом вдруг оказывается, что тонны нежности и любви, которые мы могли бы обрушить на своих близких, так и остались невысказанными, невыраженными, невыплеснутыми. Как знать, может быть, именно это – одно из самых горьких разочарований человеческой жизни.