Наверх
3124

Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Константин Бронзит – о создании ленты «Три богатыря и Наследница престола», отсутствии юмора в фильмах, кассовых сборах и новых проектах 

В российский прокат выходит один из самых долгожданных анимационных фильмов года – «Три богатыря и Наследница престола». Режиссером и соавтором сценария продолжения хитов про былинных богатырей стал двукратный номинант на премию «Оскар», один из самых известных режиссеров-мультипликаторов страны Константин Бронзит. Накануне премьеры Tricolor TV Magazine узнал у режиссера, как он создавал веселое, озорное и отвязное кино для всей семьи.

премьера, триколор, тв, журнал

Константин Бронзит на студии анимационного кино «Мельница» работает с 1999 года

Константин, 14 лет назад вы, как режиссер, начали цикл о былинных богатырях («Алеша Попович и Тугарин Змей»). После этого семь частей франшизы снимали другие режиссеры. Почему вы взялись за девятую часть про богатырей?

Две причины. Первая – я вдруг почувствовал, что за эти долгие годы, пока я занимался своими авторскими короткометражными фильмами, я слегка соскучился по чему-то явно веселому, озорному, отвязному, и здесь я опять увидел возможность развлечь не только себя, но и других. Вторая причина – я воспринял это как своеобразный творческий вызов: спустя столько лет доказать всему миру, что жив курилка, что я не окончательно растворился в параллельной вселенной под названием «авторское кино» и по-прежнему могу сделать качественный коммерческий проект для массовой аудитории.

Забава готовится принять власть дяди – Князя. Почему вы обратились к сюжету о престолонаследии? Есть ли в этом актуальная политическая ирония?

Чисто технически все было немного не так. Я не выбирал историю или сюжет. Как это часто бывает в современном коммерческом продюсерском кино, мне, как режиссеру, предложили уже готовый сценарий. То есть он был уже написан братьями Свешниковыми, теми самыми, с которыми мы когда-то сделали «Алешу Поповича». И теперь их новый сценарий был принят продюсерами в производство. Это и была «Наследница престола». Дальше продюсеры просто выбирали режиссера и предложили почитать сценарий мне. В этом смысле у меня не было выбора, про что делать историю, она уже была написана про престолонаследие. Дальше другое – сценарий мне не понравился. Он, по моему мнению, был скучным, с большим количеством диалогов и практически с отсутствием действия. Такое «антианимационное кино». Но я, как режиссер, увидел, что и где можно выкинуть и чем выкинутое заменить, как вообще выстроить действие на экране. Повторяю – это был настоящий вызов. Ибо хороший сценарий и дурак поставить сможет. А дальше было еще вот что. Когда мы практически заканчивали работу над «Наследницей», я уже сделал первую версию финальных титров, где со своей вечной скромностью написал сценаристами только братьев Свешниковых, что чисто формально, конечно, было справедливо. Но через несколько дней во время работы произошел один забавный, но очень значимый для меня эпизод. В студии звукозаписи мы записывали нашего товарища, актера Олега Куликовича, который всю жизнь своим голосом озвучивает богатыря Алешу Поповича. И вот шла запись эпизода рыбалки в самом начале фильма. Вдруг Олег останавливается и спрашивает меня: «А кто писал сценарий?» Понятно, что я ответил то, что и должен был ответить в тот момент: «Братья Свешниковы». И дальше Олег говорит: «Надо же, какой смешной эпизод с рыбалкой!» И меня как пробило! Сразу после того, как мы закончили запись Олега, я побежал на свое рабочее место и в титре «сценарий» под братьями Свешниковыми написал третью фамилию – Константин Бронзит. Почему? Потому что все, что происходит в эпизоде с рыбалкой, а также в остальных 40 эпизодах фильма, уже совсем не то, что написали сценаристы. И тот факт, что все это получилось, как выясняется, смешным, исключительно моя заслуга (тут уже не время быть скромным). Как я уже сказал, весь фильм был придуман мной совершенно по-новому. Поэтому сценаристы Свешниковы, когда сядут смотреть этот фильм, удивятся первыми, ибо то, что они увидят на экране, они не придумывали. И я дорого дал бы, чтобы увидеть их лица в тот момент. Вот так иногда делается кино. И как видите, тут не до политической иронии.

триколор, тв, журнал

Константин Бронзит считает, что в большинстве фильмов про богатырей не хватало юмора

Что вам не нравилось в предыдущих частях цикла и что вы в первую очередь изменили в «Трех богатырях и Наследнице престола»?

Мне кажется, что в большинстве фильмов про богатырей не хватало юмора. Мне вообще его во многих современных фильмах не хватает. Поэтому в новой работе я попытался восполнить этот пробел, и единственной моей задачей было сделать фильм как можно более смешным.

С кем из персонажей вы ассоциируете себя, кто вам очень сильно нравится?

Я не верю в сказки о том, что режиссеры ассоциируют себя с какими-либо персонажами из своих фильмов. Интересно делать про других, а не про себя. Но один персонаж в «Наследнице» мне действительно очень дорог, потому что я придумал его очень ярким, резко выделяющимся на фоне остальных как своей внешностью, так и поведением. Это сын императора Василевса по имени Леонид. Он полный придурок. Но тем и прекрасен! Этого персонажа раньше не было ни в одном фильме про богатырей, а здесь он играет одну из ключевых ролей. Дорог он еще мне и потому, что говорит он в фильме моим голосом. Продюсер Александр Боярский услышал во время рабочего процесса черновую запись моего голоса и сказал: «О, хорошо звучит, давай так и оставим».

Как долго делали картину и в чем были основные сложности?

Все рисованные фильмы «Мельницы» делаются приблизительно в течение одного года. Ну, может, чуть больше. Основные сложности... Они всегда одни и те же: как человеку, то есть режиссеру, перед которым стоит большая задача, но при этом ее решение зависит еще от сотен людей очень разных профессий, суметь найти в себе силы на длительную концентрацию, чтобы ничего не упустить и направить работу каждого отдельного участника команды в нужное русло. Иначе результат будет просто не собрать в единое целое. В этом и есть – чисто технически – суть работы режиссера в кино.

премьера, триколор, тв, журнал

Франшиза о былинных богатырях впервые вышла на экраны 14 лет назад

Есть ли разница в рабочем подходе к коммерческому проекту и к авторскому?

Работа над коммерческими проектами и авторскими отличается примерно так же, как отличаются Солнце и Луна. В авторском кинематографе каждый режиссер берет темы, волнующие прежде всего его самого, и уже средствами кино (мультипликации) решает исключительно собственные, внутренние, часто очень интимные задачи. Парадокс в том, что, делая авторский фильм, я, например, меньше всего думаю о зрителе. Скажу даже иначе – в этот момент зрителя для меня вообще не существует. Поэтому и сам круг зрителей у такого кино автоматически сужается. Это совершенно нормальная ситуация. Коммерческое кино требует от нас, режиссеров, прямо противоположной задачи: мы все время должны смотреть на то, что мы делаем, как бы глазами зрителя. То есть все время пытаться прогнозировать усредненную реакцию зрительного зала и, конечно, направлять ее в нужное нам русло. Ровно за это зритель и бывает нам благодарным.

Что обязательно нужно автору для того, чтобы создать сказку?

Ну, если буквально отвечать на ваш вопрос, нужно ровно то, что умеют делать большинство обычных людей, обладающих минимальной фантазией, – придумать какую-то сказку. Не знаю, удивитесь вы или нет, но практически любой человек в состоянии это сделать – то есть буквально на ходу нафантазировать что-то такое забавно-приключенческое, где будут какие-то персонажи и с ними будет что-то происходить. Подозреваю, что и вы тоже это сможете. Вопрос не в этом. Самое неприятное ждет нас всех дальше: как на самом деле из всего этого мусора придумок и фантазий выделить то, что действительно имеет смысл начать воплощать на протяжении очень долгого времени, затрачивая мощные финансовые и человеческие ресурсы, которых требует любое анимационное кино? Вот тут уже и нужно обладать тем самым «тайным видением», чтобы сразу в куче шлака откопать песчинку, из которой долгими стараниями может получиться жемчужное зерно.

триколор, тв, журнал

Режиссером самого первого фильма о богатырях стал Константин Бронзит

Дети сегодня легко пользуются смартфонами, быстро теряют внимание на долгих кадрах. Влияет ли детская аудитория на создание фильма? Изучаете ли вы аудиторию на периоде предпродакшена?

Ничего такого мы не делаем. Просто потому, что на это нет необходимых ресурсов – ни денег, ни времени. Да и в мире это мало кто делает. Все кинематографисты в конечном итоге создают свои фильмы, опираясь исключительно на собственные опыт и интуицию. А судя по тому, как дети активно ходят в кинотеатры на полнометражные анимационные фильмы, видно, что зависимость от смартфонов им никак не мешает. Возможно, потому, что экран кинотеатра в тот момент становится для них гигантским смартфоном.

Чего зрителю ждать от «Трех богатырей и Наследницы престола»? Зачем стоит посмотреть картину?

Ожидать надо хорошего развлечения. Ибо коммерческое кино – это прежде всего развлечение. Поэтому и стоит на протяжении длинных новогодних каникул сходить в кинотеатр, чтобы в течение полутора часов от смеха позабыть обо всем на свете.

Каков основной посыл картины?

Посыл фильма невелик, но он есть: в семье между близкими людьми важно доверие. Тогда вместе можно справиться со многими неприятностями.

Вы как-то писали в соцсетях, что не стоит измерять качество работы режиссера кассовыми сборами его фильмов. Если коротко, как вы определяете качество режиссерской работы?

Вам вот так, в двух словах? Попробую. Если режиссер сумел сделать так, что я, глядя на его работу на протяжении длительного промежутка времени, позабыл обо всем на свете и испытал мощнейшие эмоции, значит, передо мной качественная режиссерская работа.

премьера, триколор, тв, журнал

Анимационная лента «Три богатыря и Наследница престола» выходит в кинотеатрах 27 декабря

И что тогда дает хорошую кассу, если не режиссура?

Разве качество еды мы измеряем ее популярностью и прибылью, которую она приносит? Тогда самая вкусная и полезная еда в мире – это фастфуд!

Константин, без кокетства, вы один из самых известных режиссеров-мультипликаторов в стране. Как вы находите способ развиваться, учитывая, что для всей страны ориентиром являетесь именно вы? Кто «ведет» вас?

Я – ориентиром для страны? Это что-то новенькое… (Смеется.) Страна обо мне знать ничего не знает! Быть известным, занимаясь мультипликацией, практически невозможно. Если кто-то из нас и широко известен, то только в узких кругах. А «ведет» меня очень маленький круг, состоящий из близких друзей-коллег и моих учителей. Включая тех, кого уже с нами нет. Все.

Поговорим об «Оскаре». Вы участвуете в выборе шорт-листа номинантов? Может, у вас уже есть фавориты?

Нет. Я вас разочарую. Весь год я находился в чудовищном режиме производства фильма (даже двух – есть еще мое авторское короткометражное кино, производство которого было начато на студии еще до «Наследницы», в 2017 году). Поэтому у меня совершенно не было времени следить за тем, что происходит в мире кино. Этот год прошел мимо меня, и я в голосовании никак не участвую. Но абсолютно от этого не страдаю. В академии и без меня есть кому проголосовать.

Чего еще нового ждать от Константина Бронзита?

Как я уже сказал, на «Мельнице» в производстве есть еще мой авторский короткометражный фильм. Весной следующего года я должен его закончить. Надеюсь, что эти планы сейчас не очень рассмешат Господа Бога... (Улыбается.)

Фото: Студия «Мельница», Кино-Театр.РУ


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.