18 марта в прокат выходит новый анимационный фильм «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», основанный на популярной детской сказке братьев Гримм. Мультфильм рассказывает о суперагенте Гретель и ее непутевом брате, шарлатане Ганзеле, которым приходится вместе расследовать дело об исчезновении короля. Создатели основательно преобразили страшную сказку, превратив ее в комедию и приключенческий экшен для детей и взрослых. TV Mag поговорил с создателем ленты, генеральным продюсером, режиссером и сценаристом студии Wizart Animation Владимиром Николаевым о достижениях российской анимации за рубежом, любимых мультяшках, превращении «Руслана и Людмилы» в комедию и долгожданной «Снежной королеве 5».
Владимир, для фильма «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» было написано 57 вариантов сценария. Почему так много?
Основная проблема была в том, что сказка братьев Гримм – это настоящий ужастик, который был написан в достаточно тяжелые времена, чтобы пугать детей, дабы они не уходили далеко от дома. Возможно, именно поэтому всемирно известная сказка «Ганзель и Гретель» практически не экранизировалась в анимационном формате. Это была сложная задача – сделать так, чтобы не было страшно за детей. У нас были разные варианты истории. То она была похожа на «Голодные игры»: детей по жребию отправляли к ведьме. То на «Гарри Поттера» – школу магии, где дети учились под руководством ведьм. Но при прочтении сценария и работе с аниматиком нас не покидала атмосфера ужаса. Когда пришла идея того, что дети – это на самом деле взрослые, которые с помощью магии превратились в детей, то психологический страх ушел. А главные герои из жертв превратились в охотников. Чем-то это похоже на фильм «Трудный ребенок» или «Один дома»: мы понимаем, что ребенку противостоят злодеи, но он не жертва, так как сам не подарок. Мы также привлекли опытных американских сценаристов, которым наш финальный вариант очень понравился, они внесли свои комментарии. Так родилась приключенческая комедия «Ганзель, Гретель и Агентство Магии».
Почему было важно опираться на сказку, а не создавать историю с нуля?
У нас есть опыт создания своих уникальных проектов. Например, «Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение», «Волки и Овцы: Ход свиньей» не имеют первоисточника. Но, сделав «Снежную королеву», мы поняли, что анимация с литературной основой в наше время обилия контента больше цепляет внимание зрителей. Когда мы на студии выбирали новые проекты, то остановили выбор на сказке «Ганзель и Гретель», потому что ее любят во всем мире и она мало экранизирована. То же самое можно сказать и о «Руслане и Людмиле» – известном и близком нам произведении. Уже сейчас мы видим, что интерес к новому прочтению этих сказок оказался высоким. Но мы их основательно переосмыслили и воплотили в виде комедий. Веселых, приключенческих и добрых.

Создатель ленты «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», генеральный продюсер, режиссер и сценарист студии Wizart Animation Владимир Николаев
Гретель, Людмила, Герда – случайно ли ваши последние проекты имеют в центре истории сильного женского персонажа?
Это совпадение, но, наверное, нам нравятся такие героини! (Улыбается.) С Гердой мы прошли долгий путь от спасения брата до влюбленности. Накопили опыт работы с женскими персонажами. Агент Гретель тоже стала очень яркой героиней – она целеустремленная, образованная, смелая. А Людмила идет против системы, уважает традиции, но делает собственный выбор, хочет меняться и менять этот мир к лучшему.
Закладываете ли вы в мультфильмы что-то из реальной жизни?
Мы всегда стараемся заложить месседж, который актуален в реальной жизни. В первой «Снежной королеве» была история про семейные ценности, во второй был посыл о том, что вранье – это плохо, что все возвращается бумерангом. В мультфильме «Ганзель и Гретель» мне было важно поговорить о том, что важнее – семья или принципы. Я не раз видел, как крепкие, на первый взгляд, семьи распадались из-за непонятных мне пустяков. Один человек видит ситуацию так, другой – по-другому, только оба не хотят слышать друг друга и из-за этого теряют такую дорогую родственную связь. Мне хотелось предостеречь зрителя и показать свое видение проблемы: если человека по-настоящему любишь, то, наверное, сможешь сделать исключение. Мы взяли ситуацию, когда внутри семьи есть конфликт, брат и сестра не ладят и теряют связь из-за разных точек зрения. Но через совместное преодоление трудностей они приходят к тому, что самая главная ценность – это их отношения, связь между братом и сестрой, а не точка зрения.
Мне понравилось воплощение злых кексов. Тоже жизненно.
Да, сладости – это плохо и вредно в больших количествах (улыбается). Когда сражаешься только с ведьмой – это одно, а противостоять сладостям – это несет в себе более глубокий посыл, потому что выбор становится сложнее. В сказке был Пряничный домик, но в процессе разработки мы усилили этот образ. Это был интересный опыт – оживлять кексы.
Сегодня Wizart – одна из самых известных российских студий за рубежом. Суммарные кассовые сборы самой успешной российской франшизы «Снежная королева» в иностранном прокате составляют более 100 миллионов долларов. Скажите, в чем суперсила российской анимации сегодня? Чем мы интересны миру?
У нас глубокое культурное наследие. Литература, балет, музыка, живопись – ни в одной стране, как в России, культура не была так развита. Важно донести внутренний культурный мир и достойно реализовать замысел технически. Сегодня российская анимация – это идеальное сочетание осмысленного содержания, посыла и технического воплощения. Наши картины не уступают ни американской, ни европейской анимации. Также в Европе, например, нет больших производственных анимационных студий, обычно они строятся вокруг проекта. Часть фильма делают в одной стране, часть – в другой. В итоге проект получается не таким цельным. В Китае или Южной Корее очень развиты технологические решения, но идейно их мультфильмы не сильно разработаны: все вертится вокруг экшена, драк, динамичных эффектов. Весело, прикольно, но смысла не хватает.
Ваши фильмы прокатывались в более чем 150 странах мира. Можете назвать топ стран, где российскую анимацию любят больше всего?
Нас очень любят в Южной Корее, Турции, Болгарии. В целом в Европе. Топ такой. Сейчас, когда фильм «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» выпускает один прокатчик, уже не будет разницы от продвижения в разных странах. Как раз и узнаем, в какой стране при равномерном продвижении фильма окажется более лояльная аудитория.
Владимир, вы 20 лет в анимации. Что бы хотели изменить в этой индустрии, что нам мешает быть лучше?
Нужно разрабатывать собственное программное обеспечение. Однозначно не хватает анимационного образования. Советская школа была утеряна в 90-е годы. А новые кадры, которые могут учить, до конца не сформированы. На должном уровне отсутствует господдержка этой проблемы. Но уже что-то начинает делаться, появляются соответствующие должности. У нас очень много талантливых людей. Если их достойно обучать, мы сделаем качественный рывок вперед.

Смотрите анимационный фильм «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» с 18 марта в кинотеатрах
Анимация пытается шагать в ногу с трендами. Например, мультфильм «Вперед» ввел в свою историю ЛГБТ-персонажа, чтобы все как в жизни. Вы бы могли снять фильм про героя неэталонной красоты? Например, пухлого, с маленькими глазами?
Дело в том, что смотреть на неприятного человека полтора часа тяжело. Задача любого аниматора – сделать всех персонажей не красивыми, а харизматичными, независимо от того, как они выглядят, толстые они, худые, злые, добрые… У нас даже ведьма харизматичная. Героиня необязательно должна быть принцессой, которая соответствует всем стандартам красоты. Наоборот, от стандартов мы уходим быстрее в анимации, чем в кино. Что касается больших глаз, то это вынужденная мера. Персонажи с маленькими глазами в анимации не работают. Все эмоции передаются через глаза. То есть, когда на экране маленькие глаза, ты теряешь эмоциональную связь с персонажем. В кино не могут увеличить глаза, поэтому используют крупные планы. В анимации эмоции можно передать только через размер глаз, который для этого немного утрирован. Маленькие глаза есть, но больше в артхаусных мультфильмах, лентах для взрослой аудитории.
Какой ваш любимый анимационный фильм – не вашего производства?
Первая «Кунг-фу Панда». Это очень хороший пример того, как внутренний стержень персонажа позволяет ему добиться того, что при его внешности, казалось бы, невозможно. Как только я увидел концепцию проекта – толстая, ленивая, неуклюжая панда хочет стать мастером кунг-фу, – сразу оценил. Впоследствии этот замысел был классно реализован – через приключения, юмор, поступки панды. Без назиданий был донесен важный посыл: ты можешь стать тем, кем хочешь. Это лучший пример отличной анимации.
А с кем из мультперсонажей вы бы себя сравнили?
Я думаю, что во мне живет Кунг-фу Панда (смеется).
Фото: студия Wizart