Премьера: «Первый» расскажет о великом артисте балета Марисе Лиепе
В 2016 году исполнилось 80 лет со дня рождения непревзойденного Мариса Лиепы. Великий танцовщик, которому рукоплескали лондонский Ковент-Гарден, парижская «Гранд-опера», нью-йоркский «Линкольн-центр», однажды оказался отлучен от родной сцены в Москве – Большого театра, которому служил более 20 лет.
Смотрите документальный фильм «Марис Лиепа. Невыносимая легкость бытия» на «Первом канале» в среду, 19 октября
В 84-м году на служебном входе в Большой театр вахтер преградил дорогу высокому, хорошо одетому человеку. «Вас приказано не пускать, – неловко сказал он. – Ваш пропуск недействителен!» Высокий человек застыл в оцепенении. Вахтер, уже смущенно, как бы извиняясь, повторил: «Не велено… Марис Эдуардович!»
Марис Лиепа не мог поверить своим ушам. Как это? Ему нельзя в Большой театр? Тот вахтер у входа, конечно, вряд ли мог представить, что его слова для Мариса Лиепы все равно что приговор к высшей мере. Он ведь написал однажды в своем дневнике: «Любой актер может прожить без денег, даже какое-то время – без любви, без друзей. Но не может выжить без новых ролей, без новой работы. Он задохнется».
После этого Марис Лиепа прожил всего пять лет… Какими они были для экс-солиста балета? И как так случилось, что кумир миллионов вдруг оказался выброшенным на обочину? Об этом расскажут авторы документального проекта «Марис Лиепа. Невыносимая легкость бытия».
Марис Лиепа проделал такой огромный, трудный путь от щупленького, болезненного мальчика из Риги до всесоюзного красавца, секс-символа СССР. От него были без ума все женщины страны. Дети Лиепы до сих пор вспоминают: каждое утро, прежде чем выйти на улицу, они выглядывали в окно и считали, сколько влюбленных поклонниц стоит сегодня у подъезда их дома в Брюсовом переулке. Сорок? Пятьдесят?
Латыш Марис Лиепа (а это по советским меркам почти иностранец), по-европейски холеный, породистый, обходительный, с легким прибалтийским акцентом, мог влюбить в себя кого угодно – от театральной буфетчицы до дочери генсека. Галина Брежнева много лет была влюблена в Мариса и даже не скрывала этого. Ходила на все его премьеры, осыпала дорогими подарками.
Первая жена – великая Майя Плисецкая, продержалась в браке всего три месяца. После развода ни она, ни Марис, о совместной жизни не распространялись. Второй женой стала красавица Маргарита Жигунова – актриса театра и кино. Эта пара считалась одной из красивейших в СССР. А на Западе их называли «Русский Лоуренс Оливье и Мэрилин Монро». Этот союз стал для Мариса самым долгим. Они прожили вместе больше 20 лет. В браке родились Андрис и Илзе – и сын, и дочь пошли по стопам отца, став артистами балета.
Дальше роман с Галиной Брежневой, а сразу после развода Марис Лиепа женился на красавице балерине Нине Семизоровой. Они прожили всего 5 лет. А вот еще об одной женщине в жизни Мариса долгие годы никто ничего не знал. Ни близкие друзья, ни самые преданные поклонники. А ведь в этих отношениях даже родилась дочь Маша. И в документальном проекте «Первого канала» она впервые расскажет о своем отце и маме – костюмерше Большого театра Евгении Шульц. Она долгое время оставалась его тайной, гражданской женой. Но именно с ней он проведет последние годы жизни. Незадолго до смерти даже сделает ей предложение, но пожениться они так и не успеют.
Фильм «Марис Лиепа. Невыносимая легкость бытия» на «Первом канале» в 00:30
Он умер внезапно, от инфаркта. Дочь Мария помнит тот вечер, когда отцу стало плохо с сердцем. Когда приехала скорая, Маша обняла папу и сказала: «А привези мне куклу в костюме медсестры». Он рассмеялся, но из больницы уже не вернулся…
Не пропустите премьеру на «Первом канале» – документальный фильм «Марис Лиепа. Невыносимая легкость бытия», в котором Андрис Лиепа проедет по любимым московским маршрутам отца. А друзья и близкие великого танцовщика – Василий Лановой, Борис Акимов, Владимир Васильев расскажут, как жил, танцевал, переживал, доводил всех до белого каления, шутил и дурачился Марис Лиепа.
И, наконец, авторы проекта попытаются понять, что же все-таки привело Мариса Лиепу – суперзвезду советского балета – к такому сокрушительному падению? Это остается, пожалуй, одной из главных неразгаданных тайн Большого театра и балетной жизни в целом. Ответ, возможно, будет найден в личных дневниках Мариса Лиепы. Он вел их всю жизнь. С самого детства. Теперь эти записи – неразборчивым, нервным почерком, иногда поперек страницы – читаются как исповедь Мариса Лиепы. Как откровенный монолог человека, который так долго молчал о себе, играя чужие роли.
Смотрите документальный фильм «Марис Лиепа. Невыносимая легкость бытия» на «Первом канале» в среду, 19 октября, в 00:30.