Никто не сомневался: почему новый Top Gear оказался провальным
Перезапуска легендарного автомобильного шоу ждали многие – кто-то с нетерпением, кто-то со скептицизмом. Новый сезон оригинального британского Top Gear вышел на экраны 29 мая. Пять его эпизодов показали, насколько все плохо: если первую серию смотрело 4,4 миллиона человек (это гораздо меньше, чем в предыдущем сезоне со старым, звездным составом), то уже к четвертой количество телезрителей упало вдвое. Видимо, старая индейская поговорка про сдохшую лошадь все-таки верна: если уж решено было уволить Кларксона, шоу не нужно было возрождать. А может быть, причина провала в чем-то другом?
ЗАРАНЕЕ ЗАЗВЕЗДИЛСЯ
Эванс – не самый известный ведущий, по крайней мере, за пределами родной Великобритании, однако уровень его ожиданий от собственного участия в проекте оказался высоковат. Оно, конечно, уверенность в себе – это важно, но необязательно же еще до дебюта во всеуслышание заявлять, что если первый выпуск шоу посмотрят менее 5 миллионов человек, старт будет считаться провальным. Даже после того, как пилотная серия вышла на экраны, Крис по-прежнему был чрезвычайно доволен собой и не пожелал прислушаться к негативным отзывам в соцсетях, коих, кстати, было 70%. Более того, ведущий заранее подчеркнул, что не станет в погоне за рейтингом опускаться до шуток «шкодливого мальчишки» (это он про Джереми Кларксона, если что). В общем, вы уже поняли.
ИСЧЕЗЛА НАЦИОНАЛЬНАЯ ИЗЮМИНКА
Надо сказать, Мэй, Кларксон и Хаммонд не очень-то ориентировались на публику, и в этом был их конек. Они были заняты сами собой, им было весело проводить очередное безумное испытание, а зритель как бы наблюдал со стороны, получая от этого огромное удовольствие. При этом шоу было насквозь «британское», с очень ярким национальным колоритом, но это подавалось ненавязчиво. В новом шоу этот самый колорит, напротив, предлагается явно, гротескно и топорно. Получается довольно банально.
ПОВТОРЫ
Их довольно много. Повторяются фишки с теми или иными моделями, сюжетами, ведущие изо всех сил пытаются копировать стилистику прежней программы, а это уже невозможно с новым составом. Гораздо лучше было бы придумать что-то принципиально новое. Возможно, это смотрелось бы куда активнее. Эванс старается создать атмосферу старого Top Gear, но пока ему не особенно удается, а такое копирование не может вызвать у преданных фанатов программы ничего, кроме раздражения. Зато, кстати, Мэтт Леблан – один из немногих участников съемочной группы, который не уподобляется копированию, а старается найти что-то свое. И судя по отзывам, такой подход куда больше нравится зрителям.
НАТЯНУТЫЙ ЮМОР
Крис Эванс – шоумен и привык всех веселить на родной радиостанции. Только аудитория почему-то никак не может оценить его юмора – просто не смешно, и все тут. При этом он пытается вести себя разухабисто, белозубо улыбается и потому выглядит и звучит не очень натурально – шутки у него какие-то натужные и неестественные. Поговаривают, что Крис сильно злился, когда его соведущие не понимали, что пришла пора смеяться. В старом «Топ Гире» все было совсем наоборот: ведущие сохраняли олимпийское спокойствие и даже скучающий вид, чуть ли не позевывая, пока в кадре творилось что-то совершенно безумное и ни в какие ворота не лезущее. Такой контраст привлекал всех, даже тех, кому не очень-то интересны автомобильные шоу. Ну и, конечно, богатству эпитетов в исполнении Джереми Кларксона можно только позавидовать. Никто не умеет придумать столько восхитительных образов и сравнений по поводу той или иной машины и метким определением «выстрелить» точно в цель, либо похвалив автомобиль, либо буквально смешав его с грязью. Над любым фрагментом его тестов можно искренне смеяться до боли в животе.
ОТСУТСТВИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Троица Мэй – Кларксон – Хаммонд была на удивление самодостаточной, и даже если они подтрунивали друг над другом, то как над родственниками или очень старыми приятелями – совершенно беззлобно и любя. Ничего удивительного – настоящая команда, которая спелась за пятнадцать лет, стала одной большой семьей. А вот в новом составе отношения такие, что оторви да брось. Эванс и Леблан постоянно ссорятся, и один даже пригрозил, что покинет проект, если другой не будет уволен. Но телеэкран способен передать фальшь: если в реальности ведущие терпеть друг друга не могут, то и в кадре не будет между ними той волшебной искры, которая заряжает зрителей энергией. Им бы сначала между собой разобраться, а потом пытаться возрождать такое легендарное шоу, как Top Gear.
***
В принципе, все остальное у нового шоу есть: имеются средства на дорогие съемки, а также качественная картинка, впечатляющие машины, талантливые сценаристы. Да и сам Эванс пока не теряет присутствия духа и строчит по поводу своей передачи бодрые посты в «Твиттере». Что до Джереми Кларксона, то он оставил в своем микроблоге единственный комментарий на счет перезапущенного Top Gear, где со свойственным ему сарказмом написал о новых ведущих, что это, мол, «люди, подметающие дорогу». Но ведь и старое автомобильное шоу не сразу стало таким безгранично популярным; авторам потребовались годы работы, чтобы найти удачную формулу и выработать фирменный стиль. Так что нынешнему Top Gear все-таки стоит дать еще немного времени на «разгон». Съемки второго блока, как известно, начнутся в сентябре. Ну а старые ведущие – Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй – готовят новое автомобильное шоу. Оно будет называться The Grand Tour и выйдет в эфир осенью.