Создатели «Открытого микрофона»: «Стендапу нельзя научить»
Кажется, комиком быть легко, а на деле смешить публику в одиночку – это и острота ума, и импровизация, и смелость. А от реакции слушателей зависит чуть больше, чем все, тем более, если выступаешь еще и перед опытными комиками. Развитие жанра стендап в России за последние 5-10 лет проходит семимильными шагами: юмористические проекты показывают высокие рейтинги, потому постоянно появляются и на ТВ, и за его пределами. Новый проект «Открытый микрофон» стартовал на ТНТ совсем недавно, но уже отлично показал себя. Это утвердило продюсеров в решение снимать второй сезон. С 16 по 19 марта в Москве пройдет ежегодный Stand Up фестиваль, на котором и будут отобраны новые участники.
Tricolor TV Magazine поговорил с ведущим проекта «Открытый микрофон» Андреем Бебуришвили, а также с Ириной Мягковой, продюсером шоу и участницей нового сезона Stand Up на ТНТ.
Этот жанр в последнее время набирает популярность: это коротко, броско, смешно, без запретных тем и цензуры и еще совсем не приелось
Сколько комиков пришлось посмотреть для отбора в первый сезон «Открытого микрофона»?
Ирина: Кастинга не было, был Stand Up фестиваль, в котором участвовало более 600 человек. Помню, была одна девочка, которая выходила три раза, в первый раз что-то не получилось, и она это понимала, она поменяла платье, вышла во второй раз, а на третий ее выводил охранник. Мы считаем, это нечестно, всем дается один шанс.
Во второй сезон «Открытого микрофона» мы снова будем набирать участников на фестивале, который пройдет в Москве с 16 по 19 марта. Мы его делаем не только для отбора новых комиков в телешоу, но и для развития движения, чтобы люди обменивались опытом, общались. Никакого жюри там не будет.
Как вы выбираете участников в шоу «Открытый микрофон»?
Андрей: Мы выбираем тех, кто шикарен! Тех, кому аплодировали. Нужно рассмешить зал – вот цель.
И.: Естественно, будем сидеть мы и смотреть, и делать себе какие-то пометки. Но это не подобно КВНу, где: «Ну, что ж, я ставлю 5, но не дотянули!». Ведь ты можешь рассмешить конкретно одного человека – твою маму, а адекватная оценка – когда в зале смеются люди. И вот по этой оценке, реакции зала, мы и ориентируемся. Все зависит от зрителя. Шутить в кругу знакомых очень просто, а на сцене – это другое. К тому же, когда в условиях съемки на тебя светят софиты, снимают камеры – это все очень страшно.
Еще у Тимура Каргинова интересная позиция: «Если тебе жалко, что не ты придумал вот эту шутку, значит, это очень крутая шутка». Ее тоже можно использовать как критерий.
Почему на роль ведущего был выбран Андрей?
А.: По-моему, больше никого не было (смеется).
И.: Знаете, он очень крутой медиатор. В «Открытом микрофоне» ведь начинающие комики на сцене и опытные - в жюри, а Андрей бывал на месте первых и может занять место вторых – он играет роль некоего моста между жюри и участниками.
А.: Я бывал в шкуре участников, а вот, например, Руслан Белый уже забывает, откровенно говоря, как это волнительно. Он уже выходит на «готовый» зал, который хочет его как артиста. А в «Открытом микрофоне» ребята выходят первый раз, и нужно произвести хорошее впечатление. Я всегда за них. И если жюри против, я стараюсь их вытянуть, как-то поддержать, может, дать кому-то шанс. То есть я помогаю им и себе, и всем, и вообще я очень позитивный человек! Я всегда закрываю своих маленьких деток. Я их так и называю – про себя. Каждый начинающий стендапер – это мой маленький детенок (смеется).
С 16 по 19 марта в Москве пройдет Stand Up фестиваль, где создатели «Открытого микрофона» будут отбирать участников для второго сезона
А фавориты среди участников появились?
А.: Конечно, только этого нельзя говорить. Это будет не очень честно.
В команды комиков попало больше мальчиков или девочек?
Ирина: О, это же мой любимый вопрос: «Откуда же женщины могут шутить!?» Вы серьезно? Шутить – это ведь нормально. Нельзя делить юмор на женский и мужской. А вообще примерно поровну получилось. Женщин чуть меньше, но это не потому, что они женщины. То есть это не из серии: «Ага, у тебя есть грудь, до свидания!». Умеешь шутить? Тогда добро пожаловать. Нет – нет. Даже если собака будет смешной, мы возьмем собаку!
Отличается ли провинциальный юмор от столичного?
А.: Конечно. У москвичей столько шуток про Бентли (смеется)! Отличается, но это зависит от того, как сам стендапер этого захочет. Но не факт, что человек из маленького городка приедет и будет шутить только о нем. Все от человека зависит.
Расскажите о работе с начинающими и опытными комиками – какие-то подмечаете фишки, которые как-то можно использовать потом?
И.: Ну, шутки мы не воруем, конечно! Но обмен опытом происходит. Например, взрослым участникам завидуешь, потому что у них такой жизненный опыт, у них есть еще и мудрость – все то, чего ты еще не пережил. Чем старше комик становится, тем лучше, смешнее и интереснее его стендап. Когда ты смотришь других комиков с их разной подачей, манерой, лексикой, то хочешь-не хочешь что-то да подхватишь.
Стендап – это разговорный жанр. И нужно разговаривать. Когда ты общаешься с людьми, ты продолжаешь работать. Соответственно, люди, которые занимаются стендапом, друг друга разгоняют, вместе добивают шутки.
А молодой комик может научить чему-то бывалого?
И.: Конечно.
Например?
А.: Слову «вписка». Недавно вот узнали о нем.
Возможна ли школа стендапа?
И.: Такие уже существуют – появляются какие-то тренеры, школы, тренинги. Не знаю, насколько это эффективно. Какие-то кружки стендапа, где все вместе люди разгоняют, действительно, помогают. А если человек объявляет: «Я научу Вас шутить!» - то я в это не верю. Если ты не умеешь шутить, то ты, конечно, можешь узнать все схемы построения шуток, но это не значит, что у тебя появится чувство юмора. Но и если ты не будешь работать, даже если ты супер-талантливый, то у тебя ничего не получится.
Задача жюри в «Открытом микрофоне» – помогать комикам, а не менять их
Вы еще шутите в повседневной жизни? Или юмор стал для вас исключительно работой, а дома вы ходите мрачными буками?
А.: Что-то такое есть. Я презираю людей, которые говорят: «Ну давай, пошути нам! Ты же там мочишь!». На самом деле нет, хочется отдыхать. Естественно, мы обычные, нормальные, адекватные люди. Понимаем, когда нужно шутить, когда – нет.
И.: Когда ты находишься в компании тех, кто занимается юмором, шутки становятся раз в десять жестче. Это такая корпоративная этика Comedy Club Production (смеется).
А есть какие-то рамки лично у Вас? Какие шутки Вы никогда не будете трогать?
И.: Никогда не говори «никогда». Я не знаю, как я буду мыслить через пять лет.
А.: Чтобы не сесть из-за шутки в тюрьму. В этой стране есть такие шутки, вот что пугает.
Расскажите о развитии стендап-движения в России. Что нашим комикам необходимо для успеха?
А.: Это зависит не только от комиков, но и от зрителей. К сожалению, многие еще не воспринимают стендап как юмористическое направление, манера восприятия еще довольно узкая. А когда выходит человек и говорит о том, что его бросила жена, и при этом находит в этом что-то смешное – вот в этом есть юмор.
И.: У нас рамки дозволенного довольно сужены, поэтому комики не могут рассказать всего, что хочется. Иногда то, что тебя волнует, находится чуть за гранью. И если ты об этом со сцены говоришь, все резко приличными становятся. Менталитет у нас такой. Посмотрите любой зарубежный стендап – там разговор о сексе – это самое мягкое, о чем они говорят!
Например, мой папа со мной сутки не разговаривал после моего выступления, где я рассказала, что смотрю порно. Он думал, я принцесса, а тут такое! Зритель зачастую не готов к таким откровениям, хотя это нормально. Постепенно мы повышаем планку. Я имею в виде не шутки о пошлом, а о более откровенном.
Если говорить о развитии движения, то сейчас мы как раз наблюдаем такую трансформацию: сегодня не обязательно играть в КВН, чтобы заниматься стендапом. Теперешнее поколение может сразу заниматься стендапом. Да, у них не хватает опыта в построении шуток, но зато они говорят правду. Стендапу не учат.
Интересно, что многие американские комедийные актеры занимались стендапом, начинали с него. А у нас наоборот – актеры интересуются стендапом, потому что это интересно, это один из способов профессионального развития и это самовыражение. Например, в «Открытом микрофоне» мы увидели выступление актрисы, которая исполнила эпизодическую, но яркую роль мамы Андрюхи в сериале «Ольга», – Елены Новиковой.
Стендапы каких актеров вам хотелось бы увидеть?
И.: Хочу, чтобы к нам в «Открытый микрофон» пришел Брэд Питт!
А.: Я бы Панина послушал. У него такая богатая жизнь! Вот, например, историю собаки интересно узнать. Он бы так и назывался «Концерт собаки»!