Денис Всесвятский: «Наш брендбук – это наш ироничный взгляд на мир»
2х2 знают любители анимации, однако контент телеканала предназначен вовсе не для детей. Ежедневно 2х2 смотрят около 4 млн россиян – и в основном это молодые люди, которые ценят юмор, творчество и независимость. Канал круглосуточно показывает шедевры мировой анимации из России, США, Англии, Франции, Италии, Японии, Чехии и программы собственного производства. Среди зарубежного контента 2х2 – популярные мультсериалы «Симпсоны», «Футурама», «Гриффины», «Южный Парк» и другие. Накануне 10-летия 2х2 Tricolor TV Magazine поговорил с директором телеканала Денисом Всесвятским и программным директором – Полиной Бутенко, чтобы узнать, какие мультики сегодня предпочитают взрослые.
Денис Всесвятский, директор телеканала 2х2
На какую аудиторию сегодня ориентируется «2х2»?
Денис: С 2017 года мы перешли на целевую аудиторию 14–44, в которой ядро составляют молодые мужчины 18–30 лет. Мы взяли амбициозный курс на «взросление», поскольку сами взрослеем вместе со зрителем, и аудитория 14–44 – самая привлекательная на телерынке. В то же время молодые телезрители-мужчины – самый сложный сегмент аудитории. Они все время живут в интернете, и их ментальность уже не позволяет смотреть другие российские телеканалы, кроме 2х2! Это суперлояльная и суперсовременная аудитория с уровнем аффинитивности 160%, и со временем таких людей становится все больше.
И конкурентов у вас нет?
Д.: Среди других каналов я правда не могу выделить конкурентов, потому что у 2х2 своя уникальная ниша. В этом смысле наш конкурент, скорее, интернет, но с ним глупо соревноваться, мы наоборот дружим и вовсю используем его как средство связи и вовлечения зрителей в жизнь канала. Даже наше собственное производство заточено под то, чтобы каждый новый проект превращался в интернет-мем и жил параллельной жизнью в демотиваторах и стикерах для мессенджеров. Также мы постоянно экспериментируем с интернет-форматами: недавно выпустили мини-мультфильм «Подозрительная сова» с обзором в 360° – посмотреть его можно на Youtube в специальных очках.
Для каждой соцсети мы выбираем свой уникальный язык. Например, Инстаграм @2x2tv превратили в арт-проект с ежедневными селфи плюшевого Гомера Симпсона, который путешествует по всему миру и рассказывает о жизни канала.
Мы постоянно мотивируем зрителей заниматься творчеством и за все время показали тысячи работ в эфире. Месяц назад объявили всероссийский сбор авторских короткометражек для показа в ночном блоке, и буквально за несколько дней нам прислали такое количество контента, что впору открывать отдельный круглосуточный телеканал авторского кино!
Глядя на непрекращающийся поток креативных идей от 2х2, хочется узнать: как рождаются такие идеи?
Д.: Ключевое слово для меня как руководителя – «команда». Самые оригинальные идеи всегда рождаются совместно, когда мы начинаем, да простит меня моя учительница русского языка, брейнстормить и креативить. В нашем творчестве много спонтанности и свободы, но при этом есть четкая структура и календарь эфирных событий. Сейчас каждый месяц задаёт тему: в марте у нас кибербанк, а в апреле – олдскул. Всегда мечтал запустить на канале оформление в стиле лихих 90-х, но предыдущие директора 2х2 запрещали!
Мы органично сочетаем работу со своим образом жизни, поскольку сами являемся носителями ценностей бренда. Брендбук 2х2 – это наш ироничный взгляд на мир. Как бы пафосно и непрофессионально это ни звучало! (смеется)
К Дню рождения канала планируется закупка сериала «One Punch Man»
Расскажите об обновлении контента. Как выбираются новые проекты для закупки?
Полина: Новый контент мы рассматриваем исходя из интересов нашей целевой аудитории, ориентируясь на более молодой костяк. Ведем отбор на телерынках, в тех же Каннах, просматриваем большой объем материала. Далее ведутся переговоры, а потом – эфир, и смотрим, как контент зайдёт. У нас есть еще один критерий – новый проект должен хорошо смотреться в сетке, особенно если это, например, культовые проекты.
Но сегодня анимация в основном ориентирована на более детскую и семейную аудиторию.
П.: Да. В этом сложность, безусловно. Более того: нам нужны проекты с определенным юмором – на грани. И при этом с хорошей анимацией – без нее никуда. Поэтому отбор таких проектов – долгий, сложный процесс, где большая часть работы – это отсеивание. Но когда мы находим, что искали, запускаем следующий этап – дубляж. Озвучка тоже должна быть высокого уровня – чтобы было забавно и сохранялся контекст канала. Мы стараемся всегда быть на волне.
Мы – канал нишевый, у нас своя строгая аудитория. Труднее с показом экшн-сериалов – здесь конкуренции больше. Но и тут мы выбрали свой путь: на 2х2 сериалы начинаются достаточно поздно, потому что их не осмелились показать другие каналы.
Д: Ко дню рождения канала мы закупим один из моих любимых аниме-сериалов – One Punch Man. Там супергерой страдает из-за того, что ему хочется со всеми сражаться, а он убивает врагов одним ударом руки. Такая комедийная и при этом экзистенциальная драма.
Расскажите о новинках в эфире 2х2.
Д.: В 2017 году телезрители с нетерпением ждут анимационный сериал «Рик и Морти» – хит последних двух лет. Выход третьего сезона на 2х2 будет событием межгалактического масштаба!
П.: Еще у нас появляются свежие лайв-экшн-сериалы, например, «Гнилые времена» и «Последний человек на земле». Также планируем запустить как минимум два анимационных сериала, будут эксперименты с кинопоказом. Мы не собираемся играть на уровне других каналов, однако есть список фильмов, которые хотим пустить в эфир как спецсобытия.
Д.: Летом мы открыли Студию анимации 2х2 – сейчас она производит четыре еженедельных анимационных проекта. Самые хитовые – «Кит Stupid Шоу» (пародия на вечерние шоу) и «Подозрительная сова» – анимационный детектив, который мгновенно стал интернет-мемом благодаря харизме и огромным глазам главного героя. Мы расширяем линейку собственного производства, и в этом году делаем большую ставку на наш 24-минутный ситком «Семейный полюс» о тяготах семейной жизни россиян в условиях экстремального холода.
«Кит Stupid Шоу» –пародия на вечерние шоу от студии анимации 2х2
Было сложно открыть свою анимационную студию?
Д.: Создание собственной студии – это ключевой момент в жизни канала, и мы долго к этому шли. Индустрии производства анимационных телесериалов для взрослых у нас в стране нет. Первопроходцами быть непросто. С 2012 года мы стали экспериментировать с собственной анимацией, запустили сериалы «Атомный лес», «Пыхчево». Первый про жизнь животных в условиях постапокалипсиса в лесу, где огромные звери зайцы-мутанты и малахольные медведи-хипстеры сталкиваются с общечеловеческими проблемами. А «Пыхчево» рассказывает байки про сумасшедшую лабораторию типа Сколково, где есть и говорящий айсберг, и собака Павлова, и свиной гриб – приятные ребята, которые пытаются спасти мир, но каждый раз все заканчивается концом света.
В 2016 году руководство доверило нам создать студию в структуре холдинга, и сейчас там трудятся полсотни человек с нереальными масштабами производства – более часа анимации в неделю! С такими темпами приходится использовать простую флэш-анимацию, которая сильно экономит и время, и ресурсы. Но это опять же современный интернет-язык, близкий и понятный нашей аудитории.
Как вы набирали команду студии?
Д.: Нам повезло с креативным директором студии Кириллом Данильченко, с которым мы дружим много лет. У ребят сильная команда сценаристов из мафиозных группировок КВН. Они даже создали собственную систему обучения аниматоров, которые попадают к нам в штат.
Расскажите, какие планы анимационной студии?
Д.: Бизнес-модель анимационной студии строится на постепенном увеличении ресурсов и количестве собственных проектов. У нас подробный план производства, где есть место и для творческих экспериментов. Так, для разнообразия и разминки извилин ребята придумали мини-сериал про инопланетян, которые терпят крушение в российской глубинке. Только-только согласовали название – «Осторожно, земляне!». Премьера в марте!
Ваш канал органично вписывается в структуру «Газпром-Медиа» или вы идёте против течения?
Д.: Мы в принципе себя позиционируем как канал «против течения». Это единственное, что в нашем брендбуке записано (смеется). И круто, что «Газпром-Медиа» нам всецело доверяет и защищает нас, как старший брат с чёрным поясом по карате.
Смотрите сериал «Осторожно земляне» на телеканале 2х2
И надежды «Газпрома» оправдываются?
Д.: Пока что да – идём в соответствии со слоганом «Мечты сбываются»!
Как вы считаете, каким будет 2х2 через 15-20 лет?
Д.: В будущем вместо телеканала мне бы хотелось открыть телепортал, через который люди сами смогут создавать анимационные проекты, обмениваться творчеством и идеями. К тому времени ученые создадут специальные очки 2х2, помогающие видеть мир через призму иронии без помощи нашего эфира. А мы продолжим производить и продюсировать сумасшедшие проекты из дома для престарелых.
Нотка лёгкого безумия 2х2 останется?
Д.: Конечно, легкое безумие – это тоже часть современной культуры и языка общения современных взрослых. Посмотрите на этот язык – постоянный обмен стикерами, смайликами, гифками – это настоящее безумие. На телевидении только начинают аккуратно разговаривать с аудиторией на ее же языке, а мы делаем это с момента основания канала.
Для чего взрослой аудитории нужна анимация и как она в сегодняшнем мире влияет на российскую аудиторию?
Д.: Чтобы ответить на вопрос, зачем взрослому нужны мультики, мне нужно залезть внутрь себя (смеется). Лично я обожаю анимацию за то, что она меня все время удивляет, в отличие от шаблонных съемочных сериалов и фильмов. Анимация разрушает любые шаблоны и стереотипы, будоражит воображение и возвращает детскость восприятия взрослому. Анимация изначально создавалась как искусство для взрослых, и сегодня абсолютно нормально видеть топ-менеджеров, которые на полном серьезе обсуждают новую серию «Южного парка» или пришли посмотреть мультики в кинотеатре без детей. Наши хиты 2х2 – это сатирический взгляд на серьезные проблемы общества и общения. В них есть терапевтический эффект – они учат самоиронии, помогают проще относиться к жизни, ведь если нельзя изменить страну или ситуацию в лучшую сторону, то всегда можно изменить свой взгляд на нее.