Наверх
324

Несмотря на рост онлайн-сервисов, телевидение сохраняет аудиторию благодаря привычке и доверию. По словам руководителя отдела продвижения ТВ проектов «Триколор» Светланы Сумороковой, региональные предпочтения заметно различаются, что требует особого подхода. Тем не менее телевидение продолжает адаптироваться и оставаться актуальным. В этом, считает она, и заключается главный вызов для отрасли.

Последние 10-15 лет мы слышали о том, что телевидение погибает, уступая онлайну. Как вы видите это противостояние? И можно ли вообще назвать эту ситуацию именно так?

Каждый раз, когда говорят, что телевидение умирает, оно спокойно наливает себе чай, надевает тапочки и берет в руки пульт! Чувствуя себя живее всех живых. Кажется, про «закат ТВ» не говорил только ленивый: стриминги на подъеме, молодежь в TikTok, а телевизор якобы остался только у бабушки на даче. Но все не так драматично, особенно, если говорить о тематических телеканалах. Это ведь, как я уже говорила, привычка. Теплая, прочная и местами даже трогательная.

Зрители включают телевизор не потому, что не знают, где искать контент, а потому, что знают, где искать именно свой. Вот вам «Дом кино» для теплого вечера, «Еда» для настоящего знатока ухи, или «Чижик», когда хочется дать ребенку что-то не из разряда «смотришь и думаешь, как это удалить потом из памяти».

Кстати, про детей. Вы знали, что, как только в семье появляется ребенок, привычки родителей трансформируются быстрее, чем алгоритмы в современных системах? Хочется уже безопасного и качественного контента. А это сильная сторона ТВ. За каждым телеканалом стоят не только редакторы, но и психологи.

Ну и давайте честно: не всегда есть силы после работы лазить по каталогу из 10 тысяч сериалов. Иногда хочется просто нажать кнопку и… ничего больше не решать. А еще в некоторых регионах с интернетом так себе. А с ТВ стабильно. В целом я бы не называла это «противостоянием». Это не бой на ринге. Это, скорее, танец двух партнеров, которые просто еще ищут идеальный ритм. Онлайн быстрее, ТВ надежнее.

При исследовании интересов аудитории и/или общении непосредственно со зрителями что вас удивило, что запомнилось, что стало неожиданностью?

Кажется, что за годы работы уже привыкаешь ко всему. Но предпочтения зрителей как хороший сериал: только думаешь, что все поняла, как появляется новый поворот сюжета.

Я, например, постоянно удивляюсь, насколько по-разному люди в разных регионах смотрят ТВ. Мы вроде бы все живем в одной стране, а запросы у нас так различаются, как будто мы с разных планет. Например, вы знали, что, по статистике, в Сибири любят кино и сериалы больше, чем другой контент? На Юге в топе познавательно-развлекательный. Урал следит за новостями, Северный Кавказ выбирает детские телеканалы, а Северо-Запад у нас болеет за спорт?

А еще телевидение – это про привычку. Зрители могут жаловаться на повторы, но стоит убрать культовый сериал из эфира – и начинается настоящая драма: «Верните! Мы его уже 15 раз смотрели, но он родной».

И вот что меня правда удивило – корейские дорамы. Я думала, что это контент для подростков: слезы, любовь, школьная форма, все такое. А оказалось, его смотрят и взрослые, и даже те, у кого пенсия как сериал –уже несколько сезонов идет. Потому что дорамы про настоящее: про дружбу, уважение к родителям, про ценности, которые не теряются в субтитрах.

Светлана Суморокова интервью Триколор
Светлана Суморокова интервью Триколор
Светлана Суморокова интервью Триколор
Светлана Суморокова интервью Триколор

Светлана, расскажите, какие задачи стоят перед руководителем отдела продвижения телевизионных проектов и как они влияют на успех телеканалов?

Представьте себе человека, который стоит посреди шумного рынка, где зазывалы кричат: «Рыбалка!», «Мультфильмы!», «Йога!», «Документалка про японскую художницу Кусаму!». И этот человек должен убедить прохожего, что они не просто шумят, а предлагают ему возможность отлично провести вечер. Вот этим я и занимаюсь!

Моя задача – сделать так, чтобы зритель включил «Триколор» и не запутался в 200+ телеканалах, а нашел именно то, что ему нужно: советскую комедию, корейский сериал или просто канал, где классно жарят стейк. Я придумываю, как подать контент вкусно и понятно, чтобы захотелось остаться его смотреть. Как повар в хорошем ресторане, только без права пересолить.

Работаю с творческими идеями, рекламой, цифрами, ивентами и таблицами Excel. Иногда кажется, что у меня в голове одновременно проходят и защита бюджета для директоров, и созвон с партнерами, и небольшой фестиваль. Но в целом я просто помогаю хорошему контенту найти своего зрителя.

Моя профессия – штука действительно редкая. Если честно, она как единорог в медиабизнесе: все слышали, но мало кто встречал лично. Маркетологов, менеджеров по контенту и рекламе полно. А вот людей, которые занимаются продвижением именно большого количества тематических телеканалов, можно по пальцам пересчитать. Просто потому, что сама эта сфера довольно уникальная. В России в ней работают буквально несколько компаний, а в мире немногим больше. Так что да, редкая профессия. Но как раз в этом и кайф.

Почему тематические каналы и телепроекты нуждаются в продвижении и, если упростить, в поиске зрителей? Разве зрители сами не знают, что хотят увидеть? Кажется, что поиск нужного контента сегодня стал проще…

Вот, казалось бы, живем в XXI веке. У всех в телефоне онлайн-кинотеатр и голосовой помощник, который уже знает, что вы ели на завтрак и какой турецкий сериал вы досматриваете по вечерам. Но! Каждый вечер одна и та же сцена: человек садится с пультом перед телевизором и начинает листать каналы. Долго и мучительно. А у нас в «Триколор» более двухсот телеканалов. Это как огромная библиотека: и классика, и фантастика, и «как построить дом своими руками не выходя из квартиры». Есть каналы про оперу, для домашних животных (да-да, отдельный телеканал для вашего кота), про корейские сериалы. А есть и такие, на которых круглый год лето и фиеста.

Наша задача – помочь зрителю найти именно тот канал, который он полюбит. Потому что, поверьте, у каждого канала есть своя аудитория. Кто-то даже подключает весь пакет ради одного-единственного канала. Это как любимая кружка: вроде есть и другие, но чай вкуснее только из этой. Например, канал «Охотник и рыболов». Его аудитория – это настоящая армия преданных зрителей. Я помню, как девять лет назад начинала свою карьеру в телекомпании «Первый ТВЧ», которая этот канал производит. Мы тогда проводили кубки по рыбалке, и в Воронеже, например, на один из таких кубков пришло более 6000 человек! Не на концерт, не на футбол, а на рыбалку. Это любовь.

В те времена я была PR-менеджером в этой телекомпании. И тут на рабочий номер мне позвонил мужчина из Екатеринбурга. Он только что посмотрел программу с Валерием Кузенковым, нашим ведущим, и начал с такой теплотой рассказывать, как его заинтересовали подробности про какое-то ружье, но он не до конца понял детали, что я не смогла устоять. Набрала Валерия Петровича и говорю: «Позвоните, пожалуйста, человеку, он вас так слушал, как будто про старого друга рассказывал». И знаете, он позвонил. Они поговорили минут пять про охоту, ружья и про жизнь тоже. И вот тогда я поняла, как важно, чтобы зритель находил именно свое. Так что да, зрители знают, чего хотят. Но наша задача – подсказать, направить, познакомить. Иногда с телеканалом. Иногда с человеком на другом конце провода.

Мы знаем о двух больших проектах, над которыми вы работаете: «Триколор в твоем городе» и «Кино. Лето. Триколор». Расскажите немного об их идее и истории создания.

В 2023 году мы заметили: онлайн уже не работает так бодро, как раньше. Конкурсы, механики, соцсети – все это стало восприниматься зрителем как фоновый шум. А вот офлайн внезапно «выстрелил». По аналитике, онлайн-проекты давали в среднем +11-15% к телесмотрению. Хорошо. Но когда мы вышли в офлайн, показатели выросли до +23% в среднем и до 67% в отдельных регионах. Тогда мы решили: надо делать ставку на живые эмоции. Так родились два масштабных проекта: «Триколор в твоем городе» и «Кино. Лето. Триколор».

«Триколор в твоем городе» – это масштабный проект, который объединяет 20 телеканалов под брендом «Триколор». Мы интегрировались в праздники ко Дню города, развернули 500-метровые площадки с шатрами, активностями, съемками фильмов с участием местных жителей и, конечно, контентом. В 2024 году проект прошел в 6 городах, в 2025-ом планируем охватить 20.

«Кино. Лето. Триколор» – это наши летние бесплатные кинопоказы под открытым небом. Тема 2025 года – космос, в честь 20-летия компании. Мы показали фильм «Вызов» – первый снятый в космосе. Проект охватил 11 городов и стал новой доброй традицией.

Эти проекты – уникальное для рынка объединение контента, офлайна, городов и настоящих эмоций. И, судя по результатам, зрителю оно пришлось по душе.

Светлана Суморокова интервью Триколор
Светлана Суморокова интервью Триколор
Светлана Суморокова интервью Триколор
Светлана Суморокова интервью Триколор

Реализация таких масштабных проектов требует координации и ресурсов. Что оказалось самым сложным в их организации?

Представьте себе, что вы устраиваете большой семейный праздник. Только не на 15 человек, а сразу на несколько тысяч. И не у себя дома, а в Суздале, Калининграде, Екатеринбурге и еще в 17 городах. Причем у каждого свои особенности, площади, сценарии, погода и, конечно, местные власти, с которыми нужно все согласовать. Добро пожаловать в проект «Триколор в твоем городе».

В прошлом году, например, на одном только мероприятии в Суздале (в честь 1000-летия города) на проекте работало почти 100 человек: съемочные бригады телеканалов, монтажники, координаторы, аниматоры, водители… У всех разные задачи, но одна цель – сделать круто. А в этом году городов уже 20. Отдельный квест – согласования. Без них ни один шатер не поставишь. И все это в разных уголках страны и в очень сжатые сроки. Тут, конечно, спасает сильная команда. Без нее вообще никуда.

Ну и командировки. Их много. А дома двое детей, и ты не только руководитель отдела, но еще и мама, фея, сборщик ланчбоксов и сказочник на ночь. Иногда планируешь тур по городам, параллельно вспоминая, где оставила школьную форму и кто сегодня забирает младшую из сада.

Какие кейсы продвижения телеканалов вы считаете для себя наиболее значимыми?

Их много, я к каждому проекту отношусь как к личной премьере. Один из самых запомнившихся моментов, возможно, работа с National Geographic. Я тогда только пришла в «Триколор», и команда занималась адаптацией глобального проекта «Планета или пластик?» для России. Это было про ценности, экологию и про то, как красиво и понятно донести их до зрителя. Ну а потом был «Фри-соло», фильм National Geographic, который взял «Оскар» в 2019 году. Мы уже готовили рекламную кампанию и очень переживали за результат. Когда объявили победу, радовались так, будто это наши имена в конверте.

А еще был прекрасный кейс с каналом History. Они как раз запускали цикл документальных фильмов, где главным рассказчиком был Морган Фриман (да-да, тот самый голос вселенной). И вот мы обсуждаем, чем поддержать кампанию, и я в полушутку говорю: «А может, попросим самого Фримана озвучить наш текст?» А коллеги внезапно отвечают: «Вообще, да. Присылай, попробуем». И вот тут у меня внутри все слегка перевернулось: ты сидишь в Питере, пишешь пару строчек, а через пару дней их передадут человеку, чей голос знает весь мир. Ну разве это не магия профессии?

Ваша работа не очевидна для обывателей и наверняка интересна, ведь кажется, что она предполагает творчество и легкость. Так ли это?

Работа, конечно, творческая, интересная, но «легкость» она предполагает, скорее, в настроении, чем в процессе. Забавно, что как раз недавно был случай, который отлично это иллюстрирует. Я наконец-то ушла в отпуск, передала дела команде, проекты на рельсах, все спокойно, можно на пару дней переключиться. Один из наших проектов – «Триколор в твоем городе». Мы с телеканалами выезжаем на праздники в разные регионы, делаем красивые зоны, снимаем фильмы с местными жителями о любви к своей малой родине.

И вот я, значит, сижу на даче в шортах, с водяным пистолетом наперевес, вокруг бегают дети… Солнце, шашлычок... И тут прилетает сообщение в рабочем чате: в другом регионе за день до мероприятия на монтаже случился форс-мажор: налетел сильный ветер, и команда буквально держит шатры руками, чтобы их не унесло в небо. Знаете, как в «Волшебнике Изумрудного города». Только вместо Элли у нас ивент-менеджеры. Но все закончилось отлично: шатры и команда выстояли, мероприятие прошло, как будто никаких штормов и не было. А я в тот момент подумала: вот это и есть наша «легкость». Так что да, мы творим, идеи рождаются, проекты воплощаются. Но за этим всегда стоит команда, которая в любой ситуации держит шатры. В прямом смысле.

Какие проекты сегодня у вас в работе? Какие планируете новые активности по продвижению телеканалов?

Готовим и digital-активации, и спецпроекты с телеканалами. Идей много, главное – успевать их воплощать.

Светлана Суморокова интервью Триколор
Светлана Суморокова интервью Триколор
Светлана Суморокова интервью Триколор
Светлана Суморокова интервью Триколор

А вы и ваша семья смотрите ТВ? Какие каналы? В какой обстановке и при каких обстоятельствах вы смотрите контент на ТВ и онлайн?

Да, конечно, ТВ мы дома смотрим. Правда, профессия накладывает отпечаток. Уже не просто включаешь телик, а поневоле анализируешь: какая заставка, где промо поставили. Профдеформация – она такая!

А так у нас в доме лидируют детские каналы. Младшей дочке четыре года, так что «Детский» пакет у нас как второй родитель. Старшая дочь затащила всех на сторону корейских дорам. Теперь «Дорама» и «Кинеко» у нас идут в фоновом режиме как саундтрек дня.

Какие фильмы, сериалы, шоу вас лично потрясли в последнее время? Какие вы бы отметили?

Я люблю документалки про художников и творцов. Настоящая любовь. И если выбирать один фильм, который прямо потряс до мурашек, это, конечно, «Соль Земли» Вима Вендерса про фотографа Себастьяна Сальгадо. Это был тот редкий случай, когда я сидела в кинотеатре и просто не могла сдержать слез. И от трагедии, и от масштаба человеческого, художественного, эмоционального. Фильм про то, как человек смотрит на мир через объектив и при этом как будто глубже всех без камеры. Я люблю такие истории про тех, кто не просто делает искусство, а проживает его, горит им. Они вдохновляют, открывают второе дыхание.

Фото: «Триколор»

Фото автора.
Журналист TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.