4 ноября в 13:30 в эфире телеканала «Большой эфир» состоится премьера пятого, юбилейного, сезона шоу талантов «Во весь голос». Новый конкурс объединил вокальные таланты из многих стран: Армении, Беларуси, Грузии, Израиля, Казахстана, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана. Всего же на конкурс было подано более пяти тысяч заявок со всего мира. Команды талантливых подростков возглавляют известные исполнители и музыканты. Наставниками пятого сезона конкурса «Во весь голос» стали: Руслан Алехно (Беларусь), Алла Рид (Израиль), Рухия Байдукенова (Казахстан), Андрей Давинчи (Грузия), группа DoReDos (Молдова), Марк Тишман (Россия), Маргарита Позоян (Армения), Зафар Абдуалимов (Таджикистан), Сабина Мустаева (Узбекистан).
Смотрите новые выпуски шоу «Во весь голос» – премьерные эпизоды пятого сезона будут выходить каждую субботу в 13:30, с 4 ноября до 2 декабря. Онлайн-эфир телеканала доступен бесплатно в хорошем качестве здесь.
Накануне премьеры TV Mag поговорил с Линой Арифулиной, генеральным продюсером шоу и членом жюри, известной по популярным музыкальным программам страны.
Лина, 4 ноября на канале «Большой эфир» стартует юбилейный, пятый, сезон вашего проекта «Во весь голос». Вырос ли он таким, каким вы его задумывали?
Всегда, когда придумываю проекты, следую той первоначальной идее, которую я в него вложила. Пять лет назад я понимала, что вокальных конкурсов много и надо предложить в качестве шоу талантов что-то свежее и интересное. Тогда я придумала соревнования среди команд из разных стран. Наставник команды выдвигает на конкурс и солиста, и ансамбль. В течение трех конкурсных дней команды из разных стран соревнуются и выявляется победитель. Командное участие дает азарт, сплочение, эмоциональность. Если, например, солист не набрал нужного количества баллов, команда всячески старается подбодрить участника и добрать баллы на своем выступлении. То есть ребята болеют не только за себя, но за команду и в целом – за страну. Это взаимодействие национальных культур, коммуникаций действительно ценно. И с музыкальной точки зрения тоже: на творческих вечерах Дунаевского, Маликова, Газманова они удивлялись, насколько интересными и необычными были сделаны их аранжировки участниками разных стран, которые включили в них национальные инструменты.
«Во все голос» становится качественнее из года в год и расцветает. Это творческий и гостеприимный проект, я горжусь им. Пятый сезон нашего проекта успешный. В дальнейшем будут прибавляться еще страны. Есть страны, которые очень хотели попасть в пятый сезон, но не успели подать заявки. Надеюсь увидеть их в будущем году.
Какие страны появятся в новом сезоне?
Уже проявили интерес Индия, Китай, Бразилия. Для нас это необычные и интересные страны. Будем знакомиться в следующем году.
Как в целом изменилась общая картина участников за эти пять лет?
Мне нравится наблюдать за ребятами, и я заметила две тенденции: удивительно новые краски в аранжировках – смелые, яркие, эффектные. Там, где они могли бы идти по традиции, они звучат по-новому, профессионально и удивительно. Вторая тенденция – с каждым годом все меньше ребят говорят по-русски. Если первые годы нашего конкурса участники между собой общались на русском языке, то с третьим сезоном у нас появился английский язык как язык общения между командами. Когда был творческий вечер Игоря Николаева, помню, попросила его говорить на английском, иначе большинство участников его бы не поняли. А между собой ребята говорят на своем родном языке – и я это, конечно, поддерживаю. В этом ключе особенно интересно наблюдать, как участники разучивают песни на русском языке. К примеру, в прошлом сезоне у нас был конкурс песен военных лет. Педагог объяснял не только слова на русском языке, но и содержание, заложенное в песне. Артисту же важен смысл того, что он поет. Помню, совершенно удивительным языком педагог рассказывал о «Землянке», о «Катюше», о том, что это и название танка, и имя девушки, о том, что Матвей Блантер посвятил эту песню девушке…
Какой в этому году конкурс песен на русском языке?
Мы сделали конкурс русской народной песни. Вы не представляете, какое это шоу! Я со своим многолетним опытом работы в шоу-бизнесе была в восторге и одновременно в шоке от захватывающих аранжировок, фонограмм, того, как необычно были переделаны песни разными странами. Мы привыкли слушать русские народные песни в определенном исполнении, а тут нам открылась невероятная красота новых звучаний. Есть русские народные песни в стиле инди-поп, с интересными переливами и напевами. Есть аранжировки, в которых используются национальные инструменты. Я была совершенно поражена аранжировкой песни «Любо, братцы, любо», в которой представители Армении использовали дудук. Это завораживало. Что ни песня – то восторг, оторваться было невозможно. Были продуманы даже костюмы. У представителей Таджикистана, например, в костюме использовались и восточные таджикские узоры, и русские. Получился такой микс, когда культурные границы стираются, появляется общекультурность, общая ценность, и это вообще фантастика. Все это вы увидите в пятом сезоне.
Вы создавали культовую «Фабрику звезд», о вас говорят как о человеке, способном превратить в звезду любого. Но нужен ли определенный набор качеств человеку, своего рода «набор будущей звезды»? Хотя бы вокальные данные?
Конечно, я могу сделать звездой любого, но надо ли это? Я все время говорю: сцена маленькая и хрупкая, не все останутся. Наличие неземных вокальных данных или огромного диапазона – это не первостепенно и необязательно. Основные вещи, которые я для себя выделяю, это талант, энергетическая харизма, индивидуальность – внешности, тембра, манеры исполнения. Это все запоминается. А движок всего этого – воля! Человек без воли не добьется ничего. Есть огромное количество артистов, которые очень талантливы, но быстро сдуваются и затихают. А есть артисты с небольшим голосом – но они неугомонно стремятся к своим желаниям, они движимы своей волей и в итоге добиваются успеха. И конечно, во всем этом человеку нужны люди, которые его поддерживают.
Харизма – приобретение человека или она заложена генетикой?
Как человек, который проводит тренинги по харизме, скажу, что харизма «собирается» на протяжении всей жизни. Харизма – это не количество подписчиков. Харизма – это не про внешность. Харизма – это многогранность человека, это и его эмпатия, и умение быть единственным, даже когда все против тебя, это и щедрость, и благотворительность, и коммуникативные навыки, и стойкость.
Получается, у детей харизма еще не может быть развита?
Конечно, малыш в пять лет не может быть харизматичным (улыбается). Над этим надо работать. В любом осознанном возрасте – хоть в 70 лет.
Если ребенок очень хочет петь, но родители видят, что вокальных данных у него нет, стоит поддержать, раз голос нет так важен?
Я за то, что если родители не имеют профессионального отношения к искусству, то лучше не принимать решения и не говорить своему ребенку, умеет он петь или нет. Лучше обратиться к педагогам, мастерам, профессионалам, которые могут проконсультировать, обучить. Я также за то, что если родители видят огонек желания в ребенке, то его надо поддерживать. Начиная с домашних концертов, заканчивая какими-то выступлениями. Я не говорю о тех оголтелых родителях, которые считают, что ребенку надо встать на сцену рядом с Филиппом Киркоровым… Это, скорее, их желания. Даже если внутри себя родители понимают, что таланта у ребенка нет, то лучше все равно аккуратно поддерживать желания детей. Приведу пример. Однажды ко мне пришел один ученик – ему тогда было 56 лет. Это известный государственный деятель. «Лин, – говорит, – больше не могу, всю жизнь мечтал петь!» Я предложила ему реализовать. Он сразу испугался, что сейчас это страшно и смешно. И тут я предложила ему спеть на ближайшем семейном событии – дне рождении супруги. За два месяца мы тайно подготовили ему песню, работали с вокалом. Он прекрасно спел романс. Он реализовал свою мечту, был невероятно счастлив – и для этого ему не надо было выходить на большую сцену и становиться певцом.
В любое время, в любой час можно реализовать свои мечты – надо просто встать с дивана.
На этом шоу «Во весь голос» вы не только генеральный продюсер, но и член жюри. Сложно ли вам критиковать подростков? Ведь многие за «сладкую ложь» в комментариях, чтобы не задеть детскую психику.
Знаю, что наши члены жюри, наставники очень боятся комментировать выступления подростков. «Нет, нет, не буду говорить ничего плохого!» В итоге приходится говорить мне (улыбается). Я считаю, что нужно всегда комментировать правдиво. Всю жизнь я была и есть последователем правды: у меня всегда честные голосования, живой звук и конструктивная критика. Ведь и для самого конкурсанта разумная критика очень важна. Он ради этого и пришел на конкурс – чтобы получить обратную связь от профессиональных людей. Я говорю не «все плохо», а на что обратить внимание. И знаете – мне за это очень благодарны. Конечно, не всегда мои коллеги корректны в высказываниях, но это жизнь. Надо быть готовым ко всему.
Подрастающему поколению тяжело даются поражения в конкурсах. Как с этим мириться?
Поражения дальше в жизни будут еще хуже. К ним надо готовиться и учиться их принимать. Я всегда говорю: «Петь – это не праздник». Даже когда перед тобой уборщица моет пол, ты должен петь так, как будто ты поешь на сцене – чтобы она остановилась и заслушалась. Нужно привыкать к таким вещам, как взлеты и долгие падения, если человек выбрал сцену своей профессией. Чем раньше это понимать – тем лучше.
Помимо этого шоу, вы снимаете фильмы, создаете тренинги, занимаетесь самой разнообразной деятельностью. Как вы все успеваете?
Найти правильное дело и подобрать правильную команду – наверное, в этом и есть моя продюсерская сила. А еще я рано встаю (улыбается).
Недавно как продюсер вы выпустили свой первый спектакль «Юша, Юр, Юрена и Александр Сергеевич». Расскажите о нем.
Это спектакль, основанный на романе Юрия Тынянова «Смерть Вазир-мухтара», посвященном последнему году жизни поэта Александра Грибоедова, а также на биографии самого Тынянова. Мне было интересно в этом проекте все: начиная от нестандартных программок, которые мы выпустили, до сложной драматургии, в которой переплетены две судьбы – Тынянова и Грибоедова. В июне спектакль высоко оценили критики. А 21–23 ноября его можно будет увидеть в Москве, в креативном пространство «Новый Манеж». В театре я отдыхаю, меня очень волнует это направление, и в скором времени мы начнем работу над новым спектаклем.
Смотрите новые выпуски шоу «Во весь голос» – премьерные эпизоды пятого сезона будут выходить каждую субботу в 13:30, с 4 ноября до 2 декабря. Онлайн-эфир телеканала доступен бесплатно в хорошем качестве здесь.
Фото: пресс-служба шоу