В мае в кинотеатрах страны стартовал обновленный формат проекта телеканала «МУЛЬТ» – «МУЛЬТ в кино». Теперь и маленькие, и большие зрители смогут не только посмотреть мультфильмы, но и сыграть в интерактивную игру, вместе отвечая на вопросы о мультфильмах выпуска, а также выиграть ценные призы.
TV Mag узнал о новинках, которые нас ждут, у генерального продюсера телеканала «МУЛЬТ» Татьяны Цываревой. В интервью нашему изданию Татьяна рассказала о том, какие мультики не просто развлекают, а еще и полезны, как новый интерактивный формат игры в кинотеатрах поможет объединить семью, а также о новых проектах для детей.
Онлайн-эфир телеканала «МУЛЬТ» доступен онлайн в хорошем качестве. Также в прямом эфире канал доступен в формате HD.
Татьяна, с одной стороны, родителям говорят, что мультики и вообще цифровое изображение не очень-то полезны детям. С другой стороны – по мультикам можно даже учить языки. Где тут родителю соблюсти баланс? Какие мультики полезны для детей?
Мы, как производители, всегда стараемся соблюдать баланс развлекательной функции и полезности контента. Все зависит от того, о какой аудитории мы говорим, когда создаем наши мультики. Ведь главная цель – чтобы проекты были интересны и понятны зрителю. Например, если мы даже говорим просто о мультфильмах для дошкольников, то и здесь есть свои нюансы. Мы смотрим на возраст целевой аудитории, затем – на кого этот фильм рассчитан: на девочек или мальчиков, или это мультик для всех, и далее – какую познавательную функцию хотим привнести в этот проект. Например, у нас есть проект «Деревяшки» – короткий музыкальный мультфильм, рассчитанный на первое детское смотрение. В нем – простые понятные персонажи, каждая серия учит новым понятиям: например больше/меньше, горячий/холодный. Есть культовый проект «Ми-ми-мишки», рассчитанный на детей постарше, где учат социальным навыкам – дружбе, уважению, заботе. При этом даже самые важные и полезные вещи мы рассказываем в легкой, смешной форме, интересной детям.
Вы сказали о разделении по интересам для мальчиков и девочек. Были ли удивительные открытия в этом плане – например, аудитории мальчиков вдруг понравился «девчачий» проект?
Конечно, есть общепринятое разделение: мальчикам больше нравятся технические истории про роботов, машины. Но это не значит, что это все не нравится девочкам. Хотя, казалось бы, девочкам больше должны нравиться истории про куклы. Из открытий… приведу пример: судя по исследованиям аудитории, наш проект «Сказочный патруль», который изначально придумывался для девочек 6–10 лет, в итоге обрел большую фанатскую аудиторию мальчиков. Потому что там происходят волшебство и приключения, которые интересны всем.
Должны ли сегодня мультфильмы иметь воспитательные функции? В чем основная задача детского мультфильма? Развлекать или воспитать?
Нельзя перекладывать развитие ребенка исключительно на мультипликацию и видеоконтент. Это хорошее дополнение в развитии детей, но нужно подбирать мультфильмы по возрасту, по интересам, по эмоциональному состоянию и характеру конкретного ребенка.
В идеале мультфильм должен подходить психотипу ребенка. И разумеется, выбор контента зависит от времени суток: утром это один контент, музыкальный, например, который приведет ребенка в бодрое состояние, а перед сном можно включить уже что-то спокойное. Мы предоставляем родителям выбор, но сделать они его должны сами, исходя из знания и понимания своего ребенка.
Удивлять маленького зрителя непросто. Расскажите, как вы придумали новый формат в кинотеатрах – интерактивную игру при показе мультфильмов? Как это работает?
Идея была придумана в рамках проекта «МУЛЬТ в кино». Мы хотели, чтобы наши мультфильмы помимо всего еще и объединяли бы родителей и детей, сближали семьи и приносили пользу.
Работает это просто: перед показом мультфильма в кинотеатрах нужно скачать игру с помощью QR-кода, затем выбрать фишку, с которой вы хотите играть, и выбрать персонажа, затем посмотреть мультик и в процессе ответить на вопросы викторины, связанные с этим мультфильмом. Наши призы не только материальные, но и эмоциональные – можно выиграть впечатления, образовательные курсы. Помогая детям отвечать на вопросы, родители становятся ближе к ним, растет взаимопонимание в семье.
Продюсеру надо изучать свою аудиторию и знать ее «изнутри». А как вы это делаете? Как узнаете, что нравится или нет маленьким зрителям? Проводите ли фокус-группы?
Наша фокус-группа – это прежде всего аудиторные показатели. Мы очень внимательно смотрим за реакцией зрителей. Также мы видим просмотры в цифровом пространстве и реагируем на обратную связь со стороны зрителей – на их письма и комментарии. Благодаря этому мы иногда меняем персонажей, что-то добавляем, когда видим общую тенденцию/реакцию. Например, в «Сказочном патруле» была необходимость ввести больше персонажей-мальчиков, чтобы у каждой девочки появился друг противоположного пола. А вот другой пример: нас часто просят поменять мишкам в «Ми-ми-мишках» рот, который на боку. Конечно, мы этого не делаем, потому что именно в такой внешности и заключен характер персонажа. Также у нас раньше был проект «Мультимир» – мы собирали детей на ВДНХ и устраивали настоящий детский праздник! И конечно, мы наблюдали за посетителями – к какому стенду больше интерес, каких ростовых кукол больше любят дети? Это была хорошая обратная связь, надеюсь, у нас получится возродить этот проект.
Также хорошо показывает популярность героев объем продаж брендированных товаров – какие игрушки лучше покупают, те персонажи и более популярны у детей. При этом все, что мы получаем от продажи таких товаров, мы вкладываем обратно в мультипликацию, так что для нас это важные показатели.
Была интересная история с проектом «Лео и Тиг». У нас была музыкальная игрушка-персонаж из этого мультика. Однако выяснилось, что некоторые песни из мультфильма, которые звучали при нажатии кнопочки на игрушке, вызывали у детей страх и отторжение. А нам казалось, что они смешные и веселые. Так что пришлось скорректировать песни так, чтобы они точно понравились детям!
А какие еще новые проекты ждать от «МУЛЬТа»?
Каждый год мы выпускаем премьерный сериальный проект. В этом году это будет мультсериал «Семь королевств», рассчитанный на мальчиков и девочек от 3 лет. В волшебном мире расположены семь удивительных королевств, правят которыми маленькие волшебники – принцы и принцессы.
У каждого малыша есть особый друг-питомец – фантастическое существо, обладающее разумом, но не говорящее. Каждый из волшебников владеет несколькими магическими умениями. По ходу сериала герои могут открывать новые магические возможности, получая их в качестве награды за успешное преодоление трудностей, за добрые дела или просто по стечению обстоятельств. Сталкиваясь с трудностями, герои обращаются за советом к своему ментору: Фее-Звездочке, которая появляется внутри Волшебного Кристалла, когда ее зовут дети.
Также будет перезапуск «Ми-ми-мишек» – спинофф, который будет называться «Мини-мишки». Персонажи будут те же, но моложе, в новой одежде и новых локациях: появится больше площадок, где будет происходить действие мультфильма. Герои станут еще милее, чем они сейчас. Кажется, что это невозможно, но мы стараемся. (Улыбается.)
Татьяна, а какой был ваш любимый мультик в детстве?
Мой любимый мультфильм был «Ветер в ивах», это кукольная анимация. Мне нравилось, что весь мир был детализирован. Маленькие чашечки, дверки, ложечки… Это был мир животных, но у них все было как у людей. Костюмчики, мебель… Мне нравилось смотреть и представлять, что я в это могу поиграть.
Спилберг, например, воплотил свои детские фантазии во взрослых блокбастерах. Есть ли у вас такой проект, который вы создавали, основываясь на своих детских мечтах?
Да, это «КОШЕЧКИ-СОБАЧКИ». Когда мы работали над этим проектом, мне очень хотелось, чтобы один из персонажей был похож на мою собачку, но оказалось, что ее породу сложно реализовать в анимации. В мире «КОШЕЧЕК-СОБАЧЕК» тоже все детализировано – у них есть магазинчики, школы, кафе, кораблики, автомобили… Много всего такого, во что хочется срочно пойти поиграть. А мне всегда очень нравилось придумывать мир, с героями которого дети будут играть.
Сегодня для меня важно, чтобы мультфильм стимулировал интерес к миру – чтобы хотелось пойти и построить свой город, отправиться в путешествие, сделать свой мультик с игрушкой.
Татьяна, вы ведь детский психолог по образованию. Как знания детской психологии помогают вам в создании мультфильмов?
Я стараюсь учитывать интересы и взрослых, и детей и сохранять баланс между развлекательным и познавательным в наших проектах. Я оцениваю содержание, историю мультфильма, насколько она логична, понятна и полезна маленьким зрителям. В каждом возрасте есть свои особенности – и какую-то информацию дети просто не могут воспринимать до определенного момента. Бывает, что сюжет хорош, но совершенно не подходит для трехлетних, например.
Подражают ли дети героям мультфильмов?
Дети не всегда подражают героям. Это процесс игры. Но мы стараемся в своих проектах всегда подавать хороший пример. Иногда девочки красят прядки волос и делают прически, украшают себя, как в «Сказочном патруле». А зрители «КОШЕЧЕК-СОБАЧЕК» очень вежливые. Если вы заметили, то герои этого мультфильма постоянно говорят «спасибо», «пожалуйста» и другие вежливые слова. Они очень внимательны друг к другу. За ними подтягивается и наша аудитория. А маленькие любители проекта «Аркадий Паровозов спешит на помощь» даже иногда сами учат взрослых тому, как переходить дорогу и обращаться с электрическими приборами. Все это они увидели в поведении любимых героев.
Какой зрительский отзыв вас впечатлил больше всего?
Писем с благодарностью очень много, и это самое приятное. Обычно пишут, что наши мультфильмы вызывают позитивные эмоции у детей и спокойствие у родителей. Когда дети смотрят наши мультики, родители могут быть уверены, что время при просмотре мультфильма было потрачено не зря. Это очень ценно.
Фото: Мульт, пресс-служба медиахолдинга «Цифровое Телевидение»