В понедельник, 13 сентября, народный артист России Александр Розенбаум отмечает юбилей. В день 70-летия врача, певца, автора-исполнителя Первый канал поздравит именинника, представив в эфире премьеру документального проекта об артисте «Сны у розового дерева».
Белая ночь – его время. Время, когда можно говорить начистоту, ничего не скрывая. Она закрывает глаза на реальное, словно опуская занавес после концерта. Настоящее смешивается с прошлым, и уже неясно, было это на самом деле или только ему приснилось… в эту белую ночь.
Ему, народному артисту России Александру Розенбауму, обладателю брутального тембра, резкого характера и довольно романтической фамилии – в переводе с немецкого она означает «розовое дерево». В этих снах весь Розенбаум – противоречивый, независимый и сентиментальный.
Его песни стали известными раньше, чем самого автора начали узнавать на улицах. Многие и вовсе думали, что человека, поющего такие песни, в Советском Союзе и быть не может. Он заявит о себе на всю страну песнями про хулигана Сэмена. Их будут петь под гитару и тайком переписывать на катушечных магнитофонах. Но мало кто знает, что в конце 80-х Розенбаум на свой «Гоп-стоп» возьмет США и этой гармонией будут восхищаться американские блюзмены. Его «Казачий цикл» назовут народным, некоторые всерьез будут думать, что эти песни вовсе не его. Спустя 30 лет Розенбаум не стесняется признаться: некоторые из них он придумывал, когда просто выходил выносить мусор из дома.
Но на советскую эстраду Розенбаум ворвется не галопом, он медленно закружит всю страну в своем вальсе. Хотя на самом деле его «Вальс-бостон» – это никакой не вальс, больше джазовая композиция. Но разве это так важно? Ведь то был всего лишь сон. Но этот сон поймут и далеко за океаном. Голливудский актер Роберт Де Ниро в одном из американских ресторанов подойдет к Розенбауму и попросит спеть именно эту песню.
Афганистан станет для артиста не просто проверкой на прочность. Здесь он обретет настоящих друзей, друзей на всю жизнь: командующего 40-й армией Бориса Громова и народного артиста СССР Иосифа Кобзона. В память о последнем он практически каждый концерт поет свою ставшую уже теперь пророческой «Застольную». Розенбаум признается: он сам не боится старухи с косой. Нагляделся на нее и в Афганистане, и будучи врачом скорой… И кажется, давно с ней знаком, только никак не хочет поверить в смерть младшего брата Владимира. Младший практически повторил судьбу старшего: тоже стал врачом, научился играть на гитаре, но главное – тембр голоса. У братьев он был практически неотличим. Владимир ушел в 49, но артист до сих пор с ним разговаривает.
Со своими внуками он пройдет по дороге своей памяти, по дороге своих предков. Это уникальные съемки, потому что семья артиста всегда за кулисами. Он всегда говорит своим зрителям: «Слушайте мои песни, в них я». И ругается с редакторами телекомпаний, которые просят его спеть один и тот же репертуар. Розенбаум, которого знают зрители, на самом деле совсем не тот. В душе рок-н-ролльщик и блюзмен, но готов ли зритель увидеть его таким? Григорий Лепс называет его Моцартом современности и уверен: его стихи и музыку мы до конца еще не поняли.
Розенбаум назовет белую ночь серой мышью, иногда пробегающей сквозь день. Белая ночь, кто ты на самом деле? Вечная борьба света и тьмы. Битва, в которой нет победителей. Так бывает. Все размыто, очертания нечетки. Словно во сне. Или это был вовсе и не сон, а сама жизнь? Его жизнь. Кто знает? Только он один.
Смотрите премьеру документального фильма к 70-летнему юбилею Александра Розенбаума «Сны у розового дерева» на Первом канале в понедельник, 13 сентября, в 00:15.