Аналогов этой театральной постановки еще не было. 5 декабря каждый житель России сможет бесплатно увидеть спектакль «Музы сопротивления: Хрупкий голос непреклонного города» о жизни и работе артистов в блокадном Ленинграде.
Осажденный город. Холод, голод, смерть. Суп из кожаных ремней, обойный клей, 125 граммов хлеба из опилок и целлюлозы. Страшные морозы, выбитые стекла, встал общественный транспорт. Нечеловеческие условия. Удивительно, но и в это время в Ленинграде продолжалась культурная жизнь: работали библиотеки, билеты в оперетту выменивали на хлеб, по радио читали «Илиаду», а в филармонии звучал Рахманинов. При полных залах. Это то, что наряду с блокадным спортом поднимало дух жителей города в безнадежной, казалось бы, ситуации, потому что в самых тяжелых обстоятельствах секрет выживания иногда кроется в том, чтобы идти вперед, даже если силы и смыслы закончатся. А актеры и музыканты тоже совершали каждодневные подвиги, не на линии фронта, но на сцене. Потому что у них были зрители, которым были необходимы их оптимизм, тепло и красота.
Все слова, истории и герои спектакля «Музы сопротивления: Хрупкий голос непреклонного города» подлинные. Создатели долго изучали дневники, воспоминания, письма артистов. Находили упоминания о забавных случаях и маленьких конфликтах, тщательно фиксировали житейский юмор, который не угасал даже в сорок первом и сорок втором. Эти простые человеческие движения побеждали мрак даже тогда.
«Весна, погожие деньки. Вырвался в город, впервые за 6 месяцев был на Невском. У Садовой "почти" как до войны: оживление, нарядные платья, летние изящные костюмы, много косметики. А как радуют афиши!..»
Из фронтового письма, 29 мая 1942
«Сегодня "Онегин". В почти заиндевевших кулисах кутаются в пальто Татьяна и Ольга в декольтированных платьях. Открывается занавес, зазвучит все та же знакомая "довоенная" увертюра... На сцене – все как до войны, только у певцов идет пар изо рта. Ах, как зачарованно слушал оперу переполненный зал!..»
Из блокадного дневника, 7 ноября 1942
Сюжет спектакля построен на небольших эпизодах реальной блокадной жизни, рассказанных от лица людей невоенных профессий: актеров, танцовщиков, писателей, музыкантов. Сцены восстановлены из фронтовых писем и блокадных дневников.
Постановку Руслана Кудашова представил творческий бренд Dance Open при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Главные роли сыграли Ирина Мазуркевич, Ксения Раппопорт, Максим Леонидов, Николай Буров, Михаил Морозов, Павел Григорьев.
«Сама я из Белоруссии и в Ленинград приехала в 1977 году, поэтому мои близкие блокаду не переживали. Но я, когда снимала здесь комнату, в буфете в дальнем углу на нескольких полках обнаружила маленькие мешочки с сухарями. Комната принадлежала блокаднице, сдавали уже ее родственники, и вот тогда я впервые увидела, как подобные испытания могут отразиться на дальнейшей жизни человека.
"Блокадную книгу" Гранина я прочла сразу, как она вышла, в 80-е годы, и она произвела сильнейшее впечатление, я даже играла потом спектакль по ней. Сложно сказать, что помогало выживать в блокаду. Обстоятельства, здоровье, надежда, вера в то, что Победа все-таки будет. И когда говорят о том, что сейчас сложные времена, трудности, вирусы все эти, я вспоминаю слова из дневника Шульженко, я произношу их в спектакле: "Не пристало жаловаться тем, кто все-таки выжил"».
Эта история совсем без пафоса. Она полна надежды, человечности и искренности. Каждый из шести артистов на сцене – легенда своего поколения, со своим неповторимым стилем.
«Блокада мою семью затронула довольно серьезно. Дед мой погиб под Петергофом, защищая наш город, другой дед воевал на Балтийском флоте, бабушка была в службе ПВО, тушила "зажигалки" на крышах Васильевского острова. Я смотрю на фотографию своего деда, на которого очень похожа моя средняя дочь, и понимаю, что вот такие молодые ребята, 20-25 лет, защищали наш город, и я чувствую эту связь.
Чему мы можем научиться у этих людей? Жизнелюбию! В спектакле есть замечательная фраза: "Не пристало жаловаться тем, кто выжил". Надо жить, надо дарить радость друг другу, идти вперед, рожать детей, ждать внуков, заниматься любимым делом. Тем, кто пережил страшные годы блокады, помогала работа, они творили и осознавали свою нужность. Они пели, танцевали, поддерживали дух бойцов на фронте, дух жителей блокадного города, которые приходили на спектакли. Они понимали, что жизнь идет и будет все хорошо, они давали надежду».
В ноября спектакль «Музы сопротивления: Хрупкий голос непреклонного города» можно было увидеть на сцене Театра музыкальной комедии, а для зрителей Триколора полная версия спектакля будет доступна 5 декабря: на канале «День Победы» через спутник и в интернете; в проекте «Большой эфир», бесплатно доступном в приложении «Триколор Кино и ТВ», которое можно скачать в App Store, Google Play и Huawei AppGallery, и веб-версии онлайн-кинотеатра оператора. Также полуторачасовой спектакль можно будет посмотреть в официальных аккаунтах Триколора в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и на YouTube.
Фото: Ирина Туминене, Владимир Черенков, Стас Левшин/ vk.com/muses_of_resistance